Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

381

 

 

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1878—1891 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Илья Репин.

Портрет А. П. Игнатьева. Этюд к картине «Заседание Государственного совета». 1902 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Илья Репин.

Портрет К. П. Победоносцева. Этюд к картине «Заседание Государственного совета». 1903 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Б 1901—1903 гг. Репин создал парад­ную картину «Заседание Государст­венного совета» — огромное полот­но, запечатлевшее около ста членов высшего совещательного органа Рос­сийского государства во главе с им­ператором. Этюды для этой работы, написанные художником с натуры широкими, свободными мазками, — высшее достижение его позднего творчества.

382

 

 

в этой работе — глаза царя, в кото­рых боль, ужас, отчаяние и раскаяние почти перешли в безумие. Историче­ские декорации лишь подчёркивают важность чувств, а также позволяют персонажам Репина открыто выра­жать их.

«Запорожцы...» — картина о поли­тических событиях на Украине XVII в., однако для художника важнее всего было показать смех (чтобы понять сюжет этого полотна, нужно знать: письмо султану было предель­но оскорбительным и чудовищно непристойным). Кажется, здесь изо­бражены все разновидности смеха: от громогласного хохота до сдержан­ного хихиканья, — вся мимика и по­зы смеющихся людей.

Наступил XX в., на смену пере­движникам пришло новое поколе­ние с другими вкусами и интереса­ми. После Октября 1917 г. репинская дача «Пенаты» в Куоккале оказалась на территории отделившейся Фин­ляндии, а сам Репин попал в эмигра­цию. Он прожил ещё долго и писал картины до конца жизни, но его эпоха осталась в прошлом.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ

(1848—1916).

Василий Иванович Суриков родился в казачьей семье в Сибири. Он меч­тал о серьёзном обучении живопи­си и в двадцать лет отправился в Петербург. Суриков успешно за­кончил Академию художеств, и ему предложили выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.

Здесь, в Москве, была задумана и создана первая из знаменитых исто­рических картин Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Перед зрителями предстают две силы: стрельцы, которые борются за ста­рую, патриархальную Русь, и Пётр со своими регулярными полками, строящий новую Россию по евро­пейскому образцу.

На Красной площади — стрель­цы, ожидающие смерти, их жёны, матери, дети. Толпа волнуется, дви­жется; кажется, что она звучит. Пёстрые купола храма Василия Бла­женного, узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды

Василий Суриков.

Утро стрелецкой казни. 1881 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Куоккала — ныне посё­лок Репино в Ленинградской области.

**Стрельцы — в Русском государстве XVI — начала XVIII вв. служилые люди, со­ставлявшие постоянное вой­ско. Изначально они набира­лись из свободных горожан и крестьян, затем их служба стала пожизненной и на­следственной. Стрельцы жили слободами и имели семьи, занимались также ремёслами и торговлей. В 1698 г. они взбунтовались против царя Петра I и его преобразований.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz