Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

383

 

 

 

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН

(1842—1904)

Василий Васильевич Верещагин проис­ходил из старинного дворянского рода. Он закончил петербургский Морской кадетский корпус, но отказался от во­енной карьеры, чтобы стать художни­ком-профессионалом. Два года Вереща­гин учился в Академии художеств, потом, разочаровавшись в ней, оставил обучение.

С 1863 г. Верещагин много путешест­вовал. Он побывал на Кавказе, в Сред­ней Азии, Индии, на Балканах, в Сирии, Палестине, Японии. Рисунки и картины художника — точные, почти докумен­тальные свидетельства о природе далё­ких земель, о нравах и обычаях разных народов, об архитектурных памятниках и исторических событиях («Двери Тамерлана», 1872—1873 гг.; «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—1876 гг.).

Однако в историю русской живопи­си Верещагин вошёл прежде всего как художник-баталист (от франц. bataille — «битва», «сражение»). До него сражения изображали главным образом по госу­дарственному заказу и в соответствии с официальной идеологией. А Верещагин стал писать живописные очерки, расска­зывавшие простым языком об эпизодах, которые, быть может, не решали исход сражений, но давали понять, что такое война в её неприукрашенном виде.

На картине «Представляют трофеи» из серии «Варвары» (1871—1872 гг.) изображена часть Самаркандского двор­ца — колоннада, внутренний дворик; в глубине эмир (от арабск. «амир» — «по­велитель»; в странах мусульманского Востока правитель, глава государства,

военачальник) разглядывает груду по­черневших отрубленных голов; за ним следует группа приближённых. Совре­менному зрителю это произведение ка­жется кадром из документального филь­ма или удачной фотографией: так скрупулёзно и бесстрастно выписаны архитектурные подробности и одежды персонажей.

Завершает эту серию знаменитый «Апофеоз войны». Среди выжженной пустыни возвышается пирамида из че­ловеческих черепов. Над ней кружит вороньё. На заднем плане — разру­шенный город, засохшие деревья. Кар­тину можно считать исторической: та­кие устрашающие пирамиды сооружал в знак своего могущества среднеазиат­ский полководец Тимур (Тамерлан). Однако Верещагин вложил в неё более общий  смысл,  добавив  к названию:

Василий Верещагин. Двери Тамерлана. 1872—1873 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Верещагин. Представляют трофеи. Из серии «Варвары». 1871—1872 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

384

 

 

 

«Посвящается всем великим завоева­телям, прошлым, настоящим и будущим».

Главные произведения художника рассказывают о русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.

Об отношении Верещагина к войне ярко свидетельствует полотно, которое изображает радость победы, — «Шип­ка — Шейново. Скобелев под Шипкой»

(1878—1879 гг.). Вдоль огромного строя солдат, кажущегося бесконечным, стре­мительно скачут всадники. Впереди на белом коне генерал Михаил Дмитрие­вич Скобелев, герой решающего сраже­ния у деревни Шейново недалеко от Шипкинского перевала в горах Болга­рии. Он приветственно поднял руку, над строем взметнулись солдатские фу­ражки. А на переднем плане снежное


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz