Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Очень выразительны в картине предметы быта. Они красивы и осязаемы: передана и мягкость иссиня-чёрного бархата, и тяжесть подсвечника, отливающего металлическим блеском. Драгоцен­ный перстень на руке Меншикова, старинная книга, иконы в дорогих окладах, расшитая золотом ска­терть, парча, мех и бархат одежд — всё напоминает о недавнем могуществе и катастрофе, приведшей его семью в избу с окном, заткнутым тряпицей.

*Александр Данилович Меншиков (1673—1729) — военачальник и государст­венный деятель, близкий друг и сподвижник Петра I. При преемнице Петра Екате­рине 1 он фактически правил Россией; после её смерти по­пал в опалу и умер в ссылке в провинциальном городке Берёзове.

**Старообрядчество (раскол) — религиозно-общественное движение, противостоявшее официаль­ной Русской Православной Церкви. Возникло как след­ствие церковной реформы 1653—1656 гг. патриарха Никона. Раскольники высту­пали против нововведений, за сохранение старых обря­дов. В частности, они счита­ли, что нужно креститься двумя перстами, а не тремя, как призывал Никон.

386

 

 

 

Василий Суриков.

Боярыня Морозова. 1887 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

с боярыней вклиниваются в толпу. Морозова и народ — такова тема картины.

Бледное лицо Морозовой со впа­лыми щеками и фанатичным блес­ком глаз прекрасно и страшно одно­временно. Во всём облике боярыни, которая левой рукой вцепилась в са­ни и высоко подняла правую со сложенным двуперстием, — и ог­ромная внутренняя сила, и неимо­верное нервное напряжение.

Как народ встречает неистовую раскольницу? Разглядывая группу слева от саней, зритель прежде все­го замечает недоброжелательство: злорадствует поп, смеётся купец. Од­нако в толпе явно больше тех, кто со­чувствует героине: поднимает два перста юродивый, кланяется Морозо­вой барышня в жёлтом платке, моло­дая монахиня выглядывает из-за её спины. Объединяет всех движение, нарастающее к центру: юродивый сидит на снегу, нищенка встаёт на ко­лени и тянется к Морозовой, сестра боярыни, Евдокия Прокопиевна Уру­сова, идёт рядом с санями, а слева за ними во весь дух бежит мальчишка.

Очень интересен колорит карти­ны. В центре чёрное пятно одежды Морозовой рядом с красным нарядом Урусовой: на фоне белого сне­га создаётся тревожное контрастное сочетание. А вокруг толпа, изобра­жённая необыкновенно красочно и даже празднично: жёлтое, красное, голубое, малиновое... Но все эти яр­кие пятна смягчены и объединены мягким рассеянным светом. В карти­не ощущается голубоватая дымка влажного воздуха.

В отличие от предшествующих работ Сурикова «Взятие снежного городка» (1890 г.) — не историческое полотно, а жанровое, не трагическое,

Василий Суриков.

Взятие снежного городка. 1890 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

387

 

 

 

а полное заразительного веселья. Но снова художник любовно изобра­жает русские лица, пёстрые народ­ные одежды, нарядную сбрую лоша­ди, морозный воздух.

В 90-х гг. Суриков написал баталь­ные полотна «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.) и «Переход Суво­рова через Альпы» (1899 г.), создал ещё несколько исторических картин и множество пейзажей, преимущест­венно городских; в начале XX в. он много работал как портретист.

По словам художника и истори­ка искусства Александра Николаеви­ча Бенуа, «значение Сурикова... для русского общества огромно и всё ещё недостаточно оценено и поня­то... Лишь очень редкие художники, одарённые почти пророческой... мистической способностью, могут перенестись в прошлое... разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь... Для них далёкое прошлое

целого народа все еще ясно, все ещё теперь, всё ещё полно прелес­ти, смысла и драматизма».

Василий Суриков.

Переход Суворова через Альпы. 1899 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz