Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В Италии Ге написал полотно «Тайная вечеря» (1863 г.). Художник выбрал сюжет, к которому обраща­лись многие мастера прошлого. Од­нако вместо трапезы, на которой Иисус предсказывает, что один из двенадцати учеников, сидящих ря­дом, предаст Его, Ге изобразил мо­мент разрыва Иуды с Христом. Рез­ким движением набрасывая плащ, Иуда уходит от Учителя. Напряжён­ный конфликт подчёркнут резким освещением. Светильник, стоящий на полу, заслонён тёмным зловещим

369

 

 

Николай Ге. Тайная вечеря. 1863 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

силуэтом Иуды. Фигуры апостолов освещены снизу и отбрасывают на стену огромные тени; поднялся по­трясённый Пётр, страдание написа­но на лице юного Иоанна, нахму­рился возлежащий Христос.

Создавалась эта работа основа­тельно, в ней чувствуется убеди­тельность деталей. Картина была восторженно встречена в России.

Вернувшись на родину, Ге обра­тился к русской истории и на первой же выставке передвижников показал картину «Пётр I допрашивает царе­вича Алексея Петровича в Петерго­фе» (1871 г.). По одну сторону сто­ла сидит Пётр, в простой одежде, без парика, в высоких сапогах; лицо его, обращённое к сыну, искажено гневом. По другую — стоит царевич, бледный, долговязый, нескладный, с опущенным взором. В облике Петра подчёркнута энергия, сила, правота, в лице и фигуре Алексея — робость, тщедушие, безволие. Художник стре­мился к психологической и истори­ческой достоверности, к точности и простоте. «Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно постав­ленные фигуры, должен будет со­знаться, что он был свидетелем од­ной из... потрясающих драм...» — так оценил картину писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Ге был отличным портретистом; ещё в Италии он создал портрет пи­сателя и философа Александра Ива­новича Герцена (1867 г.), одно из лучших своих произведений. Сам писатель назвал его шедевром. И в портретах, написанных в России в последующие годы, художнику уда­лось передать сложность, напря­жённость душевной жизни своих героев — историка Николая Ива­новича Костомарова (1870 г.), писа­телей М. Е. Салтыкова-Щедрина (1872 г.), Л. Н. Толстого (1884 г.) и многих других. Художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа писал: «Его портреты так му­чительно думают и так зорко смот­рят, что становится жутко, глядя на них. Не внешняя личина людей, но... самая изнанка — загадочная, мучи­тельная и страшная — вся в них от­крыта наружу».

В 80-х гг. Ге пережил серьёзный духовный кризис. На несколько лет он совсем отошёл от творчества, по­селился на украинском хуторе, за­нимался хозяйством, размышлял,

Николай Ге.

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

* Алексей Петрович (1690—1718) —сын Петра I. Он примкнул к оппозиции Петровским реформам, бе­жал за границу, был возвра­щён и осуждён на казнь. Умер в тюрьме.

370

 

 

 

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ

(1817—1900)

Иван Константинович Айвазовский, сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря, закончил Санкт-Петербургскую академию художеств с Большой золотой медалью. Ещё студентом он выбрал основной темой сво­его творчества морской пейзаж. К двадцати пяти годам Ай­вазовский приобрёл европейскую славу, в двадцать семь лет стал живописцем Главного Морского штаба, в двадцать девять — профессором. Художник написал около шести ты­сяч картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал чле­ном академий разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями Айвазовского были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посе­щал его мастерскую.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz