Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ

(1848—1926)

Виктор Михайлович Васнецов, по картинам которого многие до сих пор представляют себе персонажей русских сказок и былин, как будто самой судьбой был предназначен для этой роли. Он происходил из за­поведной глубины России: родился в Вятской губернии и в Вятке про­вёл детство — среди подлинно рус­ской природы и живого фольклора. Его отец был сельским священни­ком, а религиозная среда прочно со­храняла традиционные мировоз­зрение и уклад жизни.

Когда Васнецов учился в Петер­бурге (сначала в Рисовальной шко­ле, потом в Академии художеств), он много раз иллюстрировал книги. Эта работа оказалась для него необычайно полезной. То Васнецо­ву попадается книга об Оружейной палате — и художник, сделав точные изображения старинного оружия, приобретает глубокие познания в этой области, то он иллюстрирует сказки в народном духе — и получа­ется как бы первая репетиция буду­щих картин.

Однако общее течение совре­менной художественной жизни не благоприятствовало сказочным сюжетам. В искусстве царил быто­вой жанр, и ранние работы Васнецо­ва были именно такими.

Известность художнику принес­ла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.). Необычен и смел сам её замысел: по­казать не события, а образ, суть «Слова о полку Игореве». Половцы победили, и дерущиеся за мертвечи­ну стервятники не дают забыть о страшной цене, которую запла­тило русское воинство. Но павшие не выглядят побеждёнными. Спокой­ная мощь видна в фигуре богатыря в левой части картины; прекрас­ный юноша со стрелой в груди как

*«Слово о полку Игореве» — памятник древнерус­ской литературы конца XII в. В основе сюжета — неудач­ный поход князя новгород-северского Игоря Святосла­вича (1150-1202) в союзе с другими князьями против половцев.

388

 

 

 

Виктор Васнецов.

После побоища Игоря

Святославича

с половцами. 1880 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

будто спит, почти иконописное ли­цо его спокойно и сосредоточенно.

Критика и публика встретили эту картин}неодобрительно: очень мно­гое было в ней непривычно. К тому же перемена творческого облика Васнецова казалась нелепой причу­дой. Однако художник уже нашёл свою тему в искусстве и бросать её не собирался. За первой картиной последовали полотна «Алёнушка» (1881 г.), «Витязь на распутье» (1882 г.), «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.) и др.

Самое знаменитое произведение Васнецова — «Богатыри» (1881 — 1898 гг.). Любой зритель свободно назовёт всех троих по именам, а ведь это совсем не иллюстрация к из­вестному сюжету (в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович действуют чаще всего по­рознь). Однако ни у кого не возника­ет сомнения, что в центре — Илья Муромец. Он воплощает силу, исто­ки которой — в русской земле.

У Ильи с руки свисает палица, Добрыня Никитич держится за меч. Палица у древних воинов предна­значалась только для смертельной схватки, меч же не просто оружие, а

древний символ доблести и чести. Силы у Добрыни, наверное, меньше, чем у Ильи, однако в нём есть то, что в старину называли «вежеством»: душевная ясность, благородство. У Алёши Поповича в руках лук —


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz