|
ВИКТОР
ВАСНЕЦОВ (1848—1926) Виктор Михайлович Васнецов, по
картинам которого многие до сих пор представляют себе персонажей русских сказок
и былин, как будто самой судьбой был предназначен для этой роли. Он происходил
из заповедной глубины России: родился в Вятской губернии и в Вятке провёл
детство — среди подлинно русской природы и живого фольклора. Его отец был
сельским священником, а религиозная среда прочно сохраняла традиционные
мировоззрение и уклад жизни. Когда Васнецов учился в Петербурге
(сначала в Рисовальной школе, потом в Академии художеств), он много раз
иллюстрировал книги. Эта работа оказалась для него необычайно полезной. То
Васнецову попадается книга об Оружейной палате — и художник, сделав точные
изображения старинного оружия, приобретает глубокие познания в этой области, то
он иллюстрирует сказки в народном духе — и получается как бы первая репетиция
будущих картин. Однако общее течение современной
художественной жизни не благоприятствовало сказочным сюжетам. В искусстве царил
бытовой жанр, и ранние работы Васнецова были именно такими. Известность художнику принесла
картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» ( *«Слово о полку Игореве» —
памятник древнерусской литературы конца XII в. В
основе сюжета — неудачный поход князя новгород-северского Игоря Святославича
(1150-1202) в союзе с другими князьями против половцев. 388 Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. будто спит, почти иконописное
лицо его спокойно и сосредоточенно. Критика и публика встретили
эту картин}неодобрительно: очень многое было в ней непривычно. К тому же
перемена творческого облика Васнецова казалась нелепой причудой. Однако
художник уже нашёл свою тему в искусстве и бросать её не собирался. За первой
картиной последовали полотна «Алёнушка» ( Самое знаменитое произведение
Васнецова — «Богатыри» (1881 — 1898 гг.). Любой зритель свободно назовёт всех
троих по именам, а ведь это совсем не иллюстрация к известному сюжету (в
былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович действуют чаще всего порознь).
Однако ни у кого не возникает сомнения, что в центре — Илья Муромец. Он
воплощает силу, истоки которой — в русской земле. У Ильи с руки свисает палица,
Добрыня Никитич держится за меч. Палица у древних воинов предназначалась
только для смертельной схватки, меч же не просто оружие, а древний символ доблести и
чести. Силы у Добрыни, наверное, меньше, чем у Ильи, однако в нём есть то, что
в старину называли «вежеством»: душевная ясность, благородство. У Алёши
Поповича в руках лук — |