Предыдущая Следующая
второстепенные,
каждая считалась уникальной. Третьяков знал в галерее всё вплоть до последнего
гвоздя, которым холст прибивался к подрамнику. Он сам покрывал картины лаком и
выполнял первые реставрации.
Третьяков
скончался в 1898 г.
В завещании он просил ничего в экспозиции не менять. После его смерти музеем
управлял Совет Третьяковской галереи, избиравшийся Городской думой. Совет
решил приобретать произведения как старого, как и нового искусства, но размешал
вновь поступавшие работы отдельно от основного собрания — в залах, которые
специально отстраивались в бывшем жилом доме Третьякова. Во время
реконструкции 1900—1905 гг. музейные здания обрели новые фасады, выполненные по
проекту В. М. Васнецова. Главный фасад с рельефным изображением Георгия
Победоносца стал символом музея.
В 1913 г. Совет галереи
возглавил художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь. Он задумал превратить
галерею в музей современного типа. Объединив старое третьяковское и новое
собрания, Грабарь разместил картины каждого художника в одном зале или на одной
стене, расположив художественный материал в хронологическом порядке. Было составлено
первое научное описание собрания — каталог галереи, изданный в 1917 г., создана постоянная
реставрационная мастерская.
Вскоре
после Октября 1917 г.
музей был национализирован и получил название Государственная Третьяковская
галерея. Первым её директором стал И. Э. Грабарь. Это была эпоха присвоения
государством частных коллекций, особняков, усадеб и дворцов; огромное
количество произведений искусства распределялось между музеями. В 1918 г. был основан Национальный
музейный фонд— главный источник пополнения галереи. Многие владельцы
художественных ценностей, считая Третьяковскую галерею единственным надёжным
местом в годы революции и Гражданской войны, временно размещали там свои
коллекции. Вскоре они были объявлены государственной собственностью. Так в
галерее оказались частные собрания Е. В. Борисовой-Мусатовой, М. П.
Рябушинского, В. О. Гиршмана и др.
Во второй
половине 20-х гг. к Третьяковской галерее присоединили коллекции нескольких
музеев, в том числе Цветковской галереи (в основном графика), Музея иконописи
и живописи имени И. С. Остроухова, собрание русской живописи из Румянцевского
музея (где, в частности, находилась картина А. А. Иванова «Явление Христа народу»).
В 1925 г.
собрание западноевропейской живописи С. М. Третьякова было передано в Музей
изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Такие шедевры иконописи, как Владимирская икона Божьей Матери и «Троица» Андрея
Рублёва, поступили из Успенского собора Московского Кремля. Продолжались и
закупки, в основном приобретались произведения советского искусства.
Увеличивавшиеся
коллекции требовали постоянного расширения галереи. В 1929 г. к музею присоединили
бывший дом Соколикова, расположенный рядом с галереей, а в 1935— 1936 гг. по
проекту А. В. Щусева возвели новый корпус в правой части музейного комплекса.
В 1986 г.
для филиала музея было передано здание Государственной картинной галереи на
Крымском валу. С 1982 по 1996
г. шла последняя крупная реконструкция: возвели
основной запасник музея, где расположились реставрационные мастерские,
инженерный корпус, а также детская студия, лекционные и выставочные залы.
Предполагается продолжить строительство музейного комплекса до Обводного канала
и вдоль Малого Толмачёвского переулка. Тогда «квартал искусств» будет
завершён. Предыдущая Следующая
|