Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Сейчас в собрании галереи более ста тысяч произведений. Оно включа­ет разделы древнерусского искусства, русской живописи XVIII в., первой по­ловины XIX в., второй половины XIX в. и рубежа XIXXX вв., русской графи­ки XVIII — начала XX в., русской скульп­туры и крупнейший раздел советской живописи, графики и скульптуры.

391

 

 

 

Исаак Левитан.

Осенний день. Сокольники. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ИСААК ЛЕВИТАН

(1860—1900)

Долгое время природа России каза­лась живописцам слишком невзрач­ной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую, щемящую пре­лесть русского пейзажа, первое ме­сто по праву принадлежит Исааку Ильичу Левитану.

Левитан родился в еврейском местечке Кибарты (Литва). В 1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, вы­дающиеся мастера пейзажа — снача­ла Алексей Кондратьевич Саврасов, затем Василий Дмитриевич Поле­нов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», 1879 г.; «Мостик. Сав­винская слободка», 1884 г.), словно говорят зрителю: в России нет брос­ких, ослепительных видов, но очаро­вание её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчи­вого, любовного взгляда. Зато внима­тельному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворённая.

Русской природе несвойственны яркие цвета, резкие линии, чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, всё зыбко, мягко, поч­ти неуловимо. Однако русский пей­заж открывает взору простор, за ко­торым угадывается ещё простор -и так без конца («После дождя. Плёс», 1889 г.). Художник говорил: «Только в России может быть на­стоящий пейзажист».

В картине «У омута» (1892 г.) Ле­витан обыгрывает образы народ­ной поэзии: омут — место недоброе, обиталище нечистой силы. Это мес­то отчаяния — здесь сводят счёты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец Константин Алексеевич Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но... она разлита в природе... Я бы хо­тел выразить грусть».

Подобные чувства навевает и зна­менитое полотно «Владимирка» (1892 г.). Пустынная, бескрайняя до­рога — путь осуждённых на катор­гу — рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» (1894 г.) можно назвать философ­ским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как и земля. Тайна смерти («вечный по­кой» — слова из заупокойной молит­вы) и тайна жизни (небо — символ бессмертия) скрыты в этом произ­ведении.

Одна из самых лирических кар­тин Левитана — «Вечерний звон» (1892 г.). Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям от посещений Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и

392

 

 

Исаак Левитан.

У омута. 1892 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан.

Владимирка. 1892 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

393

 

 

 

 

 

 

 

Исаак Левитан.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz