Предыдущая Следующая
Сейчас в
собрании галереи более ста тысяч произведений. Оно включает разделы
древнерусского искусства, русской живописи XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в. и рубежа XIX—XX вв., русской графики XVIII — начала XX в., русской скульптуры и крупнейший раздел
советской живописи, графики и скульптуры.
391
Исаак Левитан.
Осенний день. Сокольники. 1879 г. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
ИСААК
ЛЕВИТАН
(1860—1900)
Долгое время природа России
казалась живописцам слишком невзрачной и невыразительной. Среди тех, кто
открыл особую, щемящую прелесть русского пейзажа, первое место по праву
принадлежит Исааку Ильичу Левитану.
Левитан родился в еврейском
местечке Кибарты (Литва). В 1873
г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества. Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа — сначала
Алексей Кондратьевич Саврасов, затем Василий Дмитриевич Поленов. Картины
художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», 1879 г.; «Мостик. Саввинская
слободка», 1884 г.),
словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование
её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчивого, любовного
взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более
глубокая и одухотворённая.
Русской природе несвойственны
яркие цвета, резкие линии, чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты,
всё зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору
простор, за которым угадывается ещё простор -и так без конца («После дождя.
Плёс», 1889 г.).
Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист».
В картине «У омута» (1892 г.) Левитан обыгрывает
образы народной поэзии: омут — место недоброе, обиталище нечистой силы. Это
место отчаяния — здесь сводят счёты с жизнью. Художник изобразил омут
загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца
трудного пути. Живописец Константин Алексеевич Коровин вспоминал, как Левитан
говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но... она разлита в природе... Я
бы хотел выразить грусть».
Подобные чувства навевает и
знаменитое полотно «Владимирка» (1892 г.). Пустынная, бескрайняя дорога — путь
осуждённых на каторгу — рождает ощущение безысходности.
Картину «Над вечным покоем» (1894 г.) можно назвать
философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как и
земля. Тайна смерти («вечный покой» — слова из заупокойной молитвы) и тайна
жизни (небо — символ бессмертия) скрыты в этом произведении.
Одна из самых лирических картин
Левитана — «Вечерний звон» (1892
г.). Это небольшое полотно возникло благодаря
впечатлениям от посещений Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и
392
Исаак Левитан.
У омута. 1892 г. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
Исаак Левитан.
Владимирка. 1892 г.
Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
393
Исаак Левитан. Предыдущая Следующая
|