|
В Бельгии наиболее заметными
архитекторами стиля модерн были Виктор Орта и Анри ван де Велде. Во Франции
Эктор Гимар под влиянием творчества Орта применил орнаментальные металлические
конструкции в строительстве павильонов Парижского метрополитена, а Опост Перре
(1874—1954) и Тони Гарнье (1869—1948) продолжили опыты инженера-строителя
Гюстава Эйфеля в области эстетического осмысления сугубо практических сооружений. Австрийская школа модерна
прежде всего связана с деятельностью Отто Вагнера (1841 — 1918) и его ученика
Йозефа Марии Ольбриха (1867—1908) — автора выставочного зала венского
Сецессиона. Одновременно с ними в Вене работал один из наиболее передовых архитекторов
начала века — Адольф Лоос (1870-1933). В Германии поисками нового
архитектурного стиля занимались различные творческие объединения. Одним из
самых известных стал Сецессион в Мюнхене, образованный в Другим центром была
Дармштадтская колония художников, основанная в На Британских островах крупнейшим
мастером модерна был шотландский архитектор и художник Чарлз Ренни Макинтош
(1868— *Ордер (от лат. ordo — «ряд», «порядок») —
сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных
несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и
художественное оформление. 399 400-401 Отто Вагнер. Майолик-хауз. Фрагмент. Йозеф Ольбрих. Здание Сецессиона. Автор
здания, австрийский архитектор Йозеф Ольбрих, был одним из основателей венского
Сецессиона. Выполненное в духе идей этого объединения, сооружение отличается
ясностью композиции, компактностью объёма и богатством декора. Его крыша
украшена огромным золочёным ажурным шаром, напоминающим о купольных зданиях
времён классицизма. Отто
Вагнер мечтал создать новый архитектурный стиль. Этот стиль, по его мнению, для
того чтобы стать «подлинным представителем нас самих и нашего времени, должен
будет привести к чётко выраженной в наших произведениях смене прежних понятий и
представлений, к почти полному крушению романтизма, к почти всё подчиняющему
себе разуму». Он полагал, что «архитектор должен развивать художественные формы
только из конструкций». Адольф Лоос. Дом Штейнера. Адольф
Лоос считал: «Орнамент выражает равнодушие и усталость, которые всегда таятся
внутри нас, и так же, как мы боремся с равнодушием и усталостью, мы боремся
против орнамента». Он отвергал декоративность, полагая, что архитектура не
является художественным творчеством, а служит чисто практическим целям. Идеи
Лооса повлияли на зодчих-функционалистов XX в. Август Эндель. Фотоателье «Эльвира». 1897—1898 гг. Мюнхен. |