|
Модерн завершил творческие поиски
XIX в. и одновременно стал основанием для дальнейшего развития архитектуры в
XX столетии. Наступившей эпохе он оставил новые материалы и конструкции,
новые представления о форме и пространстве, плоскости и линии. АНТОНИ
ГАУДИ (1852—1926) Над испанским городом Барселоной
высится огромный храм — Саграда Фамилия («Святое Семейство»). Издали он похож
на готический собор, вблизи же кажется остатками кораллового рифа, воспоминанием
о морской стихии, некогда царствовавшей здесь. Это удивительное сооружение
построено по проекту испанского архитектора Антони Гауди-и-Корнета. Он отдал
ему сорок три года жизни и, не закончив, предоставил коллегам и согражданам
завершить его возведение (оно продолжается и ныне). Гауди родился в небольшом
городке Реусе в Каталонии, области на северо-востоке Испании у Средиземного
моря. Его отец, дед и прадед были гончарами. В Вскоре Гауди получил первый заказ.
Мануэль Висенс, владелец крупнейшего в Каталонии производства керамических
изделий: кафельных плиток, черепицы и посуды, — решил построить особняк в
Барселоне и одновременно показать горожанам образцы своей продукции. В 1878—
1885 гг. мастер возвёл живописную постройку с башнями-беседками на крыше. Стены
особняка облицованы мозаикой из керамических цветных плиток и камня. В оформлении интерьеров дома
проявилась безграничная фантазия Гауди. В столовой на серо-коричневом каменном
полу возвышается камин, покрытый жёлтыми и голубыми плитками с цветочным
орнаментом. Панели стен и двери выполнены из светлого дерева; по сторонам
дверей изображены стоящие в воде цапли и Антони Гауди. Дом Висенса. 1878—1885 гг.
Барселона. 404 Антони Гауди. Дом Висенса. Столовая. Фрагмент. 1878—1885 гг. Барселона. Антони Гауди. Дворец Гуэль. 1886—1891
гг. Барселона. летающие птицы среди
кружащихся осенних листьев. Выше панелей — оштукатуренные стены, по желтоватому
фону которых «ползёт» тёмно-зелёный плющ. Наверху кирпичные конструкции,
расписанные цветами, держат деревянный балочный потолок. Между балками свисают
ветки кофейного дерева с плодами, выполненные из картона. Столовая кажется
осенним садом, благоухающим цветочными ароматами и спелыми плодами,
наполненным шумом воды, щебетом птиц и шелестом деревьев. Маленькую комнату для курения
Гауди оформил в восточном стиле, устроив фальшивый потолок из деталей,
напоминающих сталактиты, и расположив на вертикальных конструкциях цветные
плитки, а на горизонтальных — орнаментальную вязь арабских изречений. В саду дома Висенса тему растительного
царства продолжила кованая решётка, составленная из пальмовых веток. |