Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

433

 

 

 

Одилон Редон.

Христос Святого Сердца. Около 1895 г. Кабинет рисунков, Лувр.

Одилон Редон.

Будда. Около 1905 г. Музей Орсе, Париж.

Одилон Редон.

Рождение Венеры. Около 1910 г. Музей Орсе, Париж.

Гравюра «Парсифаль» (1891 г.) — графическая реплика на одноимён­ную оперу Рихарда Вагнера, по­трясшую Париж в середине 80-х гг. Чистые линии литографии Редона и её мягкие, обволакивающие фор­мы вторят ясной красоте музыки Вагнера.

Начало 90-х гг. — новый период в творчестве мастера. К нему пришло признание, Поль Гоген и члены груп­пы «Наби» восхищались им. Однако Редон постепенно оставил графи­ку. Композиция пастели «Христос Святого Сердца» (около 1895 г.) навеяна средневековой живописью Нидерландов. Фигура Христа излуча­ет тёплое золотистое сияние. Его гла­за закрыты, а взор обращён внутрь, к сердцу, изливающему мерцаю­щий свет.

На пастели «Будда» (около 1905 г.) герой, пребывающий в состоянии медитации, изображён также с за­крытыми глазами. Пространство, в котором он находится, лишено глу­бины. Фигура Будды сдвинута к лево­му краю композиции. Из размытых, неясных красочных пятен возникают то цветы, то дерево, то облака.

Художник обращался и к антич­ным сюжетам. На полотне «Рождение Венеры» (около 1910 г.) появление богини из пены морской происхо­дит на глазах у зрителя. Её тело, сто­ящее в огненно-красной раковине, уже реально и полно сил, а голова ещё только проступает из небытия. На картине преобладают красные то­на, яркие на фоне голубого неба, -рождение богини показано как всплеск животворящей энергии.

В Осеннем салоне 1904 г. твор­чество Редона было представлено в отдельном зале. Через шесть лет он устроил последнюю персональную выставку.

В последние годы жизни худож­ник освободился от своих слож­ных, болезненных видений. Он пи­сал натюрморты, вазы с цветами, иногда включал в картины женский профиль. Цветы у Редона соединя­ются в яркие декоративные компо­зиции, реальные и фантастические одновременно. Женская головка придаёт им изысканность и лёг­кость («Женщина среди цветов», 1909—1910 гг.).

Художник умер в 1916 г., оставив большую коллекцию загадочных графических листов и живописных композиций. Маленький ключик к их пониманию Одилон Редон спря-

*Пастель (франц. pastel) — цветные карандаши из красочного порошка без оправы; рисунок или жи­вопись, выполненные ими.

434

 

 

 

Одилон Редон. Красная сфера. 1910 г. Частное собрание.

Одилон Редон.

Зелёная смерть. 1905—1910 гг. Собрание Бертрама Смита, Нью-Йорк.

Эти порождённые ужасом видения представляют собой своеобразное продолжение графи­ческих композиций, но только в красках. Из расплавленной красной лавы встаёт тело зе­лёной змеи, постепенно превращающееся в человеческую фигуру. Зелёная смерть втягива­ет в себя золотое свечение жизни — язычок пламени в верхней части картины. Кажется, что такое зрелище порождено воспалённым, больным воображением.

Красный шар, летящий в голубом пространстве, похож на неведомое существо. Рядом движутся странные создания, под ними желтеет земля или морское дно. Всё это может быть и подводным миром, и космосом; и сновидением, и игрой фантазии.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz