Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

боялся своих диковинных хищников, охотящихся в джунглях.

Детское внимание к деталям, каж­дая из которых даже на заднем плане выписана очень чётко, некая припод­нятая, торжественная интонация сохранялись в творчестве Руссо и тогда, когда он работал над портре­тами знакомых или над жанровыми сценами. Все они написаны нарядны­ми, яркими красками; композиции ясные, простые, можно сказать «ак­куратные». Персонажи, даже если они в движении, кажутся застывши­ми, взгляд их пристален. Полотна притягивают внимание зрителей ка­кой-то непередаваемой словами ма­гической силой.

Перечисленные здесь черты ха­рактерны для так называемого при­митивизма, или, как его ещё имену­ют, наивного искусства — таковы, например, произведения народного творчества. В то же время графиче­ские эскизы Руссо выполнены в реа­листической манере. Это значит, что систему своей живописи он разрабатывал вполне сознательно. Но никогда мастер не пытался ис­толковать её словами или теорети­чески обосновать.

Художником-самоучкой восхи­щались Гоген, Дега, Пикассо и дру­гие известные мастера, которых трогала его абсолютная искрен­ность. Сам Руссо чрезвычайно гор­дился своими работами. Однажды

он сказал Пикассо, что считает себя и его ведущими художниками, толь­ко Пикассо — в египетском стиле, а себя — в области нового искусст­ва. И всё же большинство современ­ников относились к творчеству «та­моженника Руссо» иронически, не воспринимая его всерьёз.

Первая персональная выставка французского живописца состоя­лась в 1911 г., уже после его смер­ти. В наши дни работами «таможен­ника Руссо» гордятся ведущие музеи мира. Его по праву считают крупнейшим художником-примити­вистом Нового времени.

Анри Руссо.

В тропическом лесу. Нападение тигра на быка. 1908 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

библиотеки в доме его друга Вакеса. Они как бы продолжили интерьер, повторив рисунок и цвет обоев и ковров, форму мебели и расстанов­ку предметов. Так получилась удиви­тельная по красоте и сложности живописная сюита, где исчезает грань между реальностью и изобра­жением, цветы со стен переходят на полотно, а подушки могут выпасть из пространства картины на дере­вянный пол библиотеки («Читаю­щая», 1896 г.).

Среди членов группы «Наби» не без влияния Гогена возник инте­рес к ксилографии (от греч. «ксилон» — «срубленное дерево» и «графо» — «пишу», «рисую»), гравюре на дереве. Наиболее интересные опыты в этой области принадлежали швей­царцу Валлоттону. Графический стиль мастера отличают контраст чёрных и белых пятен, выразитель­ность силуэтов и недосказанность композиционного построения. На листе «Отъезд» (1897 г.) белая фигу­ра женщины погружается в непрони­цаемую темноту ночи. Экипаж лишь намечен тонкой прерывистой ли­нией, лица героини нельзя разли­чить, зато видны гротескно чопор­ные профили мужчин. Возрождение

441

 

 

 

Жан Эдуард Вюйяр.

Читающая. 1896 г.

Музей Пти-Пале, Париж.

интереса к цветной литографии свя­зано с именами Боннара и Вюйяра. Оба художника стремились передать с помощью цветной печати основ­ные свойства живописи.

Группа «Наби» просуществовала недолго — в начале XX в. она посте­пенно распалась. Каждый из её чле­нов пошёл своей дорогой.

Феликс Валлоттон.

Песчаные берега Луары. 1923 г.

Городской художественный музей, Цюрих.

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz