|
боялся
своих диковинных хищников, охотящихся в джунглях. Детское
внимание к деталям, каждая из которых даже на заднем плане выписана очень
чётко, некая приподнятая, торжественная интонация сохранялись в творчестве
Руссо и тогда, когда он работал над портретами знакомых или над жанровыми
сценами. Все они написаны нарядными, яркими красками; композиции ясные, простые,
можно сказать «аккуратные». Персонажи, даже если они в движении, кажутся
застывшими, взгляд их пристален. Полотна притягивают внимание зрителей какой-то
непередаваемой словами магической силой. Перечисленные
здесь черты характерны для так называемого примитивизма, или,
как его ещё именуют, наивного искусства —
таковы, например, произведения народного творчества. В то же время графические
эскизы Руссо выполнены в реалистической манере. Это значит, что систему своей
живописи он разрабатывал вполне сознательно. Но никогда мастер не пытался истолковать
её словами или теоретически обосновать. Художником-самоучкой
восхищались Гоген, Дега, Пикассо и другие известные мастера, которых трогала
его абсолютная искренность. Сам Руссо чрезвычайно гордился своими работами.
Однажды он сказал
Пикассо, что считает себя и его ведущими художниками, только Пикассо — в
египетском стиле, а себя — в области нового искусства. И всё же большинство
современников относились к творчеству «таможенника Руссо» иронически, не
воспринимая его всерьёз. Первая
персональная выставка французского живописца состоялась в Анри Руссо. В тропическом лесу. Нападение тигра на быка. библиотеки в доме его друга
Вакеса. Они как бы продолжили интерьер, повторив рисунок и цвет обоев и ковров,
форму мебели и расстановку предметов. Так получилась удивительная по красоте
и сложности живописная сюита, где исчезает грань между реальностью и изображением,
цветы со стен переходят на полотно, а подушки могут выпасть из пространства
картины на деревянный пол библиотеки («Читающая», Среди членов группы «Наби» не
без влияния Гогена возник интерес к ксилографии (от греч. «ксилон»
— «срубленное дерево» и «графо» — «пишу», «рисую»), гравюре на дереве. Наиболее
интересные опыты в этой области принадлежали швейцарцу Валлоттону. Графический
стиль мастера отличают контраст чёрных и белых пятен, выразительность силуэтов
и недосказанность композиционного построения. На листе «Отъезд» ( 441 Жан Эдуард Вюйяр. Читающая. Музей Пти-Пале, Париж. интереса к цветной литографии
связано с именами Боннара и Вюйяра. Оба художника стремились передать с
помощью цветной печати основные свойства живописи. Группа «Наби» просуществовала
недолго — в начале XX в. она постепенно
распалась. Каждый из её членов пошёл своей дорогой. Феликс Валлоттон. Песчаные берега Луары. Городской художественный
музей, Цюрих. |