|
Скульптор мечтал увидеть памятники
Древней Греции. В Аристид Майоль. Средиземное море (Мысль).
1901—1905 гг. Музей Орсе, Париж. 423 Аристид Майоль. Иль-де-Франс. 1910—1932
гг. Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж. Аристид Майоль. Флора. выбрать? — спрашивал себя
скульптор. — Нашему времени не нужны больше боги. Мне остаётся следовать
природе...» Так появилась «Флора» ( В В 30-х гг. Майоля всё больше
привлекала природа («Гора», 1935— 1938 гг.; «Река», 1939—1943 гг.). Скульптура
«Гора» — снова женщина, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна
нога женщины уходит в камень, другая согнута; голова её склонена. Пальцы рук
женщины разомкнуты и устремлены вверх — это вершина горы. Волнистые
развевающиеся волосы олицетворяют облака, наползающие на вершину. «Гармония» (1940—1944 гг.) —
последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась
незавершённой. «Гармония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо
похожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам — в Майоль как-то сказал: «Я не
изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Простые
истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, — это
законы гармонии и красоты. Они были надолго забыты; их подменили условной красивостью,
принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за живописной выразительностью
Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота
Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX в. её
древние основы. Аристид Майоль. Памятник
Полю Сезанну. 1912—1925 гг. Париж. 424 Аристид Майоль. Гора.
1935—1938 гг. Национальный музей
современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж. |