Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Скульптор мечтал увидеть памят­ники Древней Греции. В 1908 г. у него появилась такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер осуществил его желание. Созерцая скульптуры Парфенона и храма Зев­са в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер ощутил родство сво­его таланта с пластическим мышле­нием древних греков, почувствовал связь, прошедшую через тысячелетия. Одновременно Майоль осознал неве­роятный разрыв культур — древней и современной. «Что должен был я

Аристид Майоль.

Средиземное море (Мысль). 1901—1905 гг. Музей Орсе, Париж.

423

 

 

Аристид Майоль.

Иль-де-Франс. 1910—1932 гг. Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

Аристид Майоль.

Флора. 1911 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

выбрать? — спрашивал себя скульп­тор. — Нашему времени не нужны больше боги. Мне остаётся следовать природе...»

Так появилась «Флора» (1911 г.), спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ней последовала более изящная скульптура, олицетворяющая Иль-де-Франс, историческую область в центре Франции («Иль-де-Франс», 1910—1932 гг.). «Не подражая приро­де, я работаю, как она», — говорил Майоль.

В 1912 г, скульптор начал памят­ник художнику Полю Сезанну. (Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимался памят­ником более десяти лет, разрабаты­вая композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, мону­мент показался слишком простым. После громкого скандала в прессе он нашёл приют в парижском саду Тюильри.

В 30-х гг. Майоля всё больше привлекала природа («Гора», 1935— 1938 гг.; «Река», 1939—1943 гг.). Скульптура «Гора» — снова женщи­на, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна нога жен­щины уходит в камень, другая согну­та; голова её склонена. Пальцы рук женщины разомкнуты и устремлены вверх — это вершина горы. Волни­стые развевающиеся волосы олице­творяют облака, наползающие на вершину.

«Гармония» (1940—1944 гг.) — последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась незавершённой. «Гар­мония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо по­хожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам — в 1944 г. мастер умер.

Майоль как-то сказал: «Я не изо­бретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Прос­тые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, — это законы гармонии и красоты. Они были надолго за­быты; их подменили условной кра­сивостью, принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за жи­вописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая про­стота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX в. её древние основы.

Аристид Майоль. Памятник Полю Сезанну. 1912—1925 гг. Париж.

424

 

 

 

Аристид Майоль. Гора. 1935—1938 гг.

Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz