Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Скерцо из «Сонаты весны» — триумф пробуждающейся природы. Вся картина словно соткана из золо­тисто-зелёных оттенков, контраст­ных на переднем плане и мягких, прозрачных в глубине. Весенняя природа представляется Чюрлёнису зачарованным садом, затаившимся в тихом ожидании цветения.

На картине 1909 г. «Rex» (лат. «король») Вселенная предстаёт системой сфер, в центре которой — Земля. Её окружает Мировой океан, над ним парят небесные тела — ко­меты и планеты. Сверху — хрусталь­ная сфера, где обитают святые, ангелы и праведные души, где начи­нается бесконечность и светят солнце, звёзды, луна. Символистская композиция, выполненная в тёплых коричневых тонах, рождает ощущение взгляда из далёкого космоса. В конце 1909 г. у Чюрлёниса на­чалась тяжёлая душевная болезнь. Последний год жизни он провёл в лечебнице под Варшавой, где умер в возрасте тридцати шести лет. По­смертно к художнику пришло при­знание. В 1912 г. в Вильно (ныне Вильнюс) была открыта первая боль­шая выставка работ мастера, а в Санкт-Петербурге состоялся кон­церт его музыкальных произведений. Чюрлёнис стал первым литовским художником, известным за преде­лами своей маленькой страны.

противостоит застывшая глыба со­бора. Солдаты оттесняют маски всё дальше от него. Карнавал превраща­ется в трагедию.

80-е гг. стали вершиной творчест­ва Джеймса Энсора. Позднее он толь­ко повторял уже найденные решения и не искал новых путей. Художник

замкнулся, ушел от мира, оставшись среди своих масок и психологиче­ских пейзажей. Слава пришла к нему поздно, в 1929 г. За двадцать лет до смерти мастера в Брюсселе прошла его первая большая ретроспективная выставка, после которой он получил титул барона.

457

 

 

ИСКУССТВО РОССИИ

Рубеж XIX—XX столетий — переломная эпоха для России. Экономические подъёмы и кризисы, проигранная русско-японская война 1904—1905 гг. и революция 1905—1907 гг., Первая мировая война 1914—1918 гг. и как след­ствие революции в феврале и октябре 1917 г., свергшие монархию и власть буржуазии... Но в то же время наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет.

В 1881 г. для широкой публики распахнулись двери частной картинной галереи известного купца и мецената Павла Михайловича Третьякова, в 1892 г. он передал её в дар Москве. В 1898 г. открылся Русский музей императора Александра III в Санкт-Петербурге. В 1912 г. по инициативе исто­рика Ивана Владимировича Цветаева (1847—1913) в Москве начал работу Музей изящных искусств (ныне Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

«Серебряным веком» назвал этот период в истории русской культуры фи­лософ Николай Александрович Бердяев. Эклектизм в архитектуре, реалисти­ческие традиции передвижников в живописи, их повествовательность и на­зидательный тон уходили в прошлое. Им на смену пришёл стиль модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образам в скульптуре и живописи, по изощрённым шрифтам и орнаментам в графике.

На рубеже веков в России возникло множество художественных объеди­нений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились так на­зываемые артистические колонии — Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов, артистов, вдохнов­лённых идеей возрождения народной культуры.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz