|
С 1900 по которые
изготовлялись в местных мастерских. И бревенчатый сруб, и маленькие «слепые»
оконца, и двускатная крыша, и крыльца — всё как у крестьянской избы. Но слегка
кривобокие и намеренно преувеличенные формы придали его облику нечто
сказочное. Фасад домика украшен причудливым резным наличником с диковинной
Жар-птицей посередине, Солнцем-Ярилой — символом жизни и света, коньками,
рыбками, цветами. В
талашкинской мастерской по эскизам Малютина делали мебель: сундуки, столики.
Своими несколько тяжеловесными формами они напоминали подлинные предметы
крестьянского быта. Сергей Малютин Теремок. фризом с
изображением ирисов. Орнамент решётки ограды состоит из спиралей —
декоративный мотив, характерный для стиля модерн. Интерьер
дома также полностью спроектирован Шехтелем. Окна просторного вестибюля
украшены витражами с рисунками в виде гигантского крыла бабочки и диковинных
трав. На полу мозаика с узором, похожим на водную зыбь. По потолку стелется
лепнина: кувшинки, морские звёзды, улитки. Стены затянуты тканью болотного
оттенка. Светильник похож на гигантскую медузу, поднимающуюся из водных
глубин. С капители (венчающей части) колонны, подпирающей низкий потолок,
свисают змеи. Центральная лестница из искусственного мрамора ведёт на верхний
этаж. Её перила напоминают морскую волну. Оформление деталей интерьера
(дверей, паркета, 460 Фёдор Шехтель. Особняк З. Г. Морозовой. 1893—1896 гг. Москва. Михаил Врубель. Особняк З. Г. Морозовой. Роберт и монахини.
Скульптурная группа. 1 896—1898 гг. Москва. Особняк Фёдор
Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского. 1900—1902 гг. Москва. Фёдор
Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского. Интерьер. 1900—1902 гг. Москва. 461 Фёдор
Шехтель. Ярославский
вокзал. 1 902—1 904 гг. Москва. мебели)
тщательно продумано и подчинено общей теме — водной стихии. В В 1902—1904
гг. мастер перестроил в том же стиле Ярославский вокзал в Москве. Здесь нашла
воплощение тема природы и зодчества Русского Севера, что соответствует
северному направлению железной дороги. Фасад был оформлен керамическими панно,
выполненными в абрамцевской мастерской, интерьер — картинами Константина
Коровина. Горячий
поклонник Московского Художественного театра, Шехтель в Вильям Валькотт. Гостиница «Метрополь». 1899—1905 гг. Москва. Замечательный
образец стиля модерн — гостиница «Метрополь» в Москве. Её возвёл в 1899-1905
гг. архитектор Вильям Францевич Валькотт (1874—1943). англичанин по
происхождению. Эффектное здание с затейливыми башенками и волнообразными
завершениями фасадов гармонично вписалось в ансамбль Китай-города. Этому
способствовало и цветовое решение: сочетание различных отделочных материалов -
цветной штукатурки, кирпича, керамики, красного гранита. Верхние части фасадов
украшены майоликовыми панно: «Принцесса Грёза» М. А. Врубеля; «Поклонение
Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и другими по эскизам А. Я. Головина и
С. В. Чехонина. Ниже проходит скульптурный фриз «Времена года» работы Н. А.
Андреева. Вильям Валькотт. Гостиница «Метрополь». Фрагмент панно на фасаде
гостиницы. 1899—1905 гг. Москва. 462 Лев Кекушев. Дом Л. Н. Кекушевой. 1901—1902 гг. Москва. Лев
Николаевич Кекушев (1863—1919) построил в Москве немало зданий, в том числе
особняк на улице Остоженке, принадлежавший его жене. Формы дома заимствованы из
архитектуры европейского Средневековья, но переосмыслены в духе модерна: это и
угловая гранёная башня с шатровой кровлей, и узкие вытянутые окна, и
криволинейные очертания дверных рам. Некогда постройку венчала фигура льва —
символического стража жилища, одновременно намекавшая на имя владельца и
автора. Роман Клейн. Музей изящных искусств (Государственный музей
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). 1898—1912 гг. Москва. Роман Клейн. Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ). Архитектор
Роман Иванович Клейн (1858—1924) построил множество зданий, всякий раз
обращаясь к новому стилю. Наиболее известные его сооружения — Музей изящных
искусств, выполненный в духе неоклассицизма (колоннада, обращенная к парадному
двору, почти точно повторяет детали афинского храма Эрехтейон), и
универсальный магазин «Мюр и Мерилиз», воспроизводящий готические формы. 463 дуба. По
замыслу Шехтеля оформлен и занавес со знаменитой белой чайкой — напоминание о
мхатовской постановке пьесы А. П. Чехова, с которым архитектор был дружен. После
революции |