Предыдущая Следующая
На первый
взгляд ранние картины Ходлера следуют реалистической традиции. Они
представляют собой, как правило, незатейливые сцены из жизни простых людей
(«Сапожник за работой», «В мастерской столяра», обе 1879 г.), однако манера
письма художника далека от дотошного натурализма. Достаточно взглянуть на два
портрета 1875 г.
— «Школьник» («Портрет брата») и «Студент» («Автопортрет»), чтобы почувствовать
желание мастера создать обобщённые образы, присущие любой эпохе и стране. Лица
мальчика и молодого человека значительны и серьёзны, в них чувствуется большая
сила характера. Эти работы обладают некоторым
Фердинанд
Ходлер.
Студент
(Автопортрет).
1875 г.
Музей
искусств, Цюрих.
Фердинанд
Ходлер.
Сапожник
за работой.
1879 г.
Музей
искусств, Цюрих.
448
сходством с
портретами мастеров немецкого Возрождения.
Переломным
моментом для Ходлера стало создание в 1884 г. картины «Процессия швейцарских героев-знаменосцев».
После нескольких лет кризиса (мастер думал оставить живопись) он наконец нашёл
свой путь в искусстве. Действие картины относится к XVI в., когда жители швейцарских кантонов
радостно праздновали с трудом полученную независимость. На полотне изображено
триумфальное шествие воинов со знамёнами. Здесь оригинально соединились
праздничный, эффектный колорит и жёсткий, чуть упрощённый рисунок, улыбки на
лицах героев и мужественная суровость общего настроения. Подчёркнуто объёмные
фигуры людей напоминают скульптурный рельеф, создавая ощущение глубины пространства.
Картина проникнута патриотическим духом, есть в ней и обобщённость, присущая
символу. На Всемирной выставке 1889
г. в Париже работа получила высокую оценку лидера
французского символизма Пьера Пюви де Шаванна.
В 80-х гг.
Ходлер создал так называемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной из
основных в стиле модерн. Согласно этой теории, контуры фигур в композиции
должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти параллельных линий,
что, по мнению художника, является главным источником выразительности. Повторения
замедляют движение и тем самым помогают глубже погрузиться в созерцание.
В полном
соответствии с теорией Ходлера написана его композиция «Эвритмия» (1895 г.). Название картины в
переводе с греческого языка означает «соразмерность», «слаженность»,
«ритмичность». Абстрактная идея ритмической гармонии выражена через
изображение процессии старцев в белых одеждах. Их окружает пейзаж, написанный
нежными жёлтыми и бледно-зелёными красками. Лица старцев горестны, вся картина
пронизана умиротворённостью и светом. По остроте, с которой передано состояние
просветлённой скорби, эта работа Ходлера стоит в одном ряду с шедеврами
символистской поэзии и драматургии. Не случайно некоторые исследователи
говорят о воплощении в «Эвритмии» идей бельгийского
Фердинанд
Ходлер.
Приобщение
к
бесконечному. 1892 г.
Художественный
музей,
Базель.
Фердинанд
Ходлер. Ночь. Фрагмент. 1890
г. Художественный музей, Берн.
*Кантон (франц. «округ») — федеративная единица в Швейцарии. Предыдущая Следующая
|