Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

На первый взгляд ранние карти­ны Ходлера следуют реалистиче­ской традиции. Они представляют собой, как правило, незатейливые сцены из жизни простых людей («Сапожник за работой», «В мастер­ской столяра», обе 1879 г.), однако манера письма художника далека от дотошного натурализма. Доста­точно взглянуть на два портрета 1875 г. — «Школьник» («Портрет брата») и «Студент» («Автопортрет»), чтобы почувствовать желание масте­ра создать обобщённые образы, присущие любой эпохе и стране. Лица мальчика и молодого челове­ка значительны и серьёзны, в них чувствуется большая сила характера. Эти работы обладают некоторым

Фердинанд Ходлер.

Студент (Автопортрет).

1875 г.

Музей искусств, Цюрих.

Фердинанд Ходлер.

Сапожник за работой.

1879 г.

Музей искусств, Цюрих.

448

 

 

 

сходством с портретами мастеров немецкого Возрождения.

Переломным моментом для Ходлера стало создание в 1884 г. карти­ны «Процессия швейцарских геро­ев-знаменосцев». После нескольких лет кризиса (мастер думал оставить живопись) он наконец нашёл свой путь в искусстве. Действие картины относится к XVI в., когда жители швейцарских кантонов радостно праздновали с трудом полученную независимость. На полотне изобра­жено триумфальное шествие воинов со знамёнами. Здесь оригинально соединились праздничный, эффект­ный колорит и жёсткий, чуть упро­щённый рисунок, улыбки на лицах героев и мужественная суровость общего настроения. Подчёркнуто объёмные фигуры людей напомина­ют скульптурный рельеф, создавая ощущение глубины пространства. Картина проникнута патриотиче­ским духом, есть в ней и обобщён­ность, присущая символу. На Все­мирной выставке 1889 г. в Париже работа получила высокую оценку лидера французского символизма Пьера Пюви де Шаванна.

В 80-х гг. Ходлер создал так назы­ваемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной из основных в стиле модерн. Согласно этой тео­рии, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти па­раллельных линий, что, по мнению художника, является главным источ­ником выразительности. Повторе­ния замедляют движение и тем са­мым помогают глубже погрузиться в созерцание.

В полном соответствии с теори­ей Ходлера написана его компози­ция «Эвритмия» (1895 г.). Название картины в переводе с греческого языка означает «соразмерность», «слаженность», «ритмичность». Абст­рактная идея ритмической гармонии выражена через изображение про­цессии старцев в белых одеждах. Их окружает пейзаж, написанный нежными жёлтыми и бледно-зелёны­ми красками. Лица старцев горест­ны, вся картина пронизана умиро­творённостью и светом. По остроте, с которой передано состояние про­светлённой скорби, эта работа Ходлера стоит в одном ряду с шедеврами символистской поэзии и драма­тургии. Не случайно некоторые ис­следователи говорят о воплощении в «Эвритмии» идей бельгийского

Фердинанд Ходлер.

Приобщение

к бесконечному. 1892 г.

Художественный музей,

Базель.

Фердинанд Ходлер. Ночь. Фрагмент. 1890 г. Художественный музей, Берн.

*Кантон (франц. «округ») — федеративная единица в Швейцарии.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz