Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

449

 

 

 

Фердинанд Ходлер.

Женщина в экстазе.

1911 г.

Музей искусства и истории,

Гент.

драматурга-символиста Мориса Метерлинка, считавшего, что таинст­венное для души человека важнее реального.

В последние два десятилетия жиз­ни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие его твор­ческому темпераменту. Прежде все­го к ним относится композиция «Женщина в экстазе» (1911 г.) — этюд к большой картине «Эмоция». Крупная и сильная фигура моло­дой женщины напоминает работы итальянского мастера эпохи Воз­рождения Микеланджело Буонарроти; насыщенные красные и синие тона одежд, жёлтый цвет фона заво­раживают взгляд. Экстаз — достаточ­но условное определение состояния героини: её лицо выдаёт холодную ясность ума и одухотворённость. Живописец стремился показать со­зидательную энергию жизни, твор­ческое озарение.

Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя — «Отступление при Мариньяно» (1896—1900 гг.) — написана на исторический сюжет и по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев-

знаменосцев» (те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благород­ство настроения). Ещё более стро­го выполнена фреска «Выступле­ние йенских студентов в 1813 году» (1908 г.). Действующие лица распо­ложены в два яруса. Это позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по прин­ципу параллелизма.

Своеобразной иллюстрацией тео­рии параллелизма стала фреска «Единодушие» («Клятва жителей Ган­новера на верность Реформации», 1913 г.). Лес рук, вскинутых в клят­венном жесте, как выражение ду­ховного единения людей — приём достаточно традиционный (его ис­пользовал французский художник Жак Луи Давид в работе «Клятва в Зале для игры в мяч»). Здесь этот приём органично соединяет жи­вописную композицию с архитек­турным окружением. Страстная су­ровость и огромный энергетический заряд делают все монументальные композиции мастера необычайно притягательными.

Мастер видел в живописи преж­де всего средство выражения силь-

Фердинанд Ходлер.

Отступление при Мариньяно. 1896— 1900 гг.

Национальный швейцарский музей, Цюрих.

*В сражении близ итальянского города Мариньяно 13—14 сентября 1515 г. армия французского короля одержала победу над швейцарскими наёмниками герцога Миланского.

.** Реформация (от лат. reformatio — «преобразова­ние») — общественное дви­жение XVI столетия в Запад­ной и Центральной Европе, боровшееся с Католической Церковью.

450

 

 

ных чувств и мощной жизненной энергии. Его творчество парадок­сально сочетает духовный порыв и сильную земную страсть, аскетиче­скую строгость и огромную волю к наслаждению и радости. Именно в этом соединении противополож­ных начал заключено обаяние сти­ля Фердинанда Ходлера.

ЭДВАРД МУНК

(1863—1944)

Норвежский живописец и график Эдвард Мунк получил образование в Школе искусств и художественных ремёсел; посетив Париж в 1885 и 1889—1892 гг., испытал сильное вли­яние французского импрессионизма и символизма. Художник увлёкся философскими идеями Фридриха Ницше и особенно традициями скандинавского театра, в частности творчеством Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга с его повы­шенным вниманием к сложным пси­хологическим ситуациям.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz