|
449 Фердинанд
Ходлер. Женщина
в экстазе. Музей
искусства и истории, Гент. драматурга-символиста
Мориса Метерлинка, считавшего, что таинственное для души человека важнее
реального. В последние
два десятилетия жизни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие
его творческому темпераменту. Прежде всего к ним относится композиция
«Женщина в экстазе» ( Фрески
Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя —
«Отступление при Мариньяно» (1896—1900 гг.) — написана на исторический сюжет и
по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев- знаменосцев»
(те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное
благородство настроения). Ещё более строго выполнена фреска «Выступление
йенских студентов в 1813 году» ( Своеобразной
иллюстрацией теории параллелизма стала фреска «Единодушие» («Клятва жителей
Ганновера на верность Реформации», Мастер
видел в живописи прежде всего средство выражения силь- Фердинанд
Ходлер. Отступление
при Мариньяно. 1896— 1900 гг. Национальный
швейцарский музей, Цюрих. *В сражении
близ итальянского города Мариньяно 13—14 сентября .**
Реформация (от лат. reformatio — «преобразование») — общественное движение
XVI столетия в Западной
и Центральной Европе, боровшееся с Католической Церковью. 450 ных чувств
и мощной жизненной энергии. Его творчество парадоксально сочетает духовный
порыв и сильную земную страсть, аскетическую строгость и огромную волю к
наслаждению и радости. Именно в этом соединении противоположных начал
заключено обаяние стиля Фердинанда Ходлера. ЭДВАРД МУНК (1863—1944) Норвежский
живописец и график Эдвард Мунк получил образование в Школе искусств и
художественных ремёсел; посетив Париж в 1885 и 1889—1892 гг., испытал сильное
влияние французского импрессионизма и символизма. Художник увлёкся
философскими идеями Фридриха Ницше и особенно традициями скандинавского театра,
в частности творчеством Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга с его повышенным
вниманием к сложным психологическим ситуациям. |