|
«Болезнь,
безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и
сопровождали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт
атмосферу большинства его произведений. Долгие годы он не мог оправиться от
потрясения, вызванного в детстве смертью матери и пятнадцатилетней сестры. Эти
воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девочка»
(1885—1886 гг.). Среди струящихся мазков — синих, бледно-жёлтых,
серовато-коричневых — теряет определённость лицо полулежащей в кресле
девочки-подростка, а страдальческое выражение лица сидящей возле неё матери
смягчается. Кресло, другие предметы мебели, стена также написаны длинными
тонкими мазками, лишающими вещи чётких очертаний и напоминающими потоки дождя
на оконном стекле. В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера
с цветовой манерой импрессионистов), и это придаёт трагическому сюжету оттенок
духовной просветлённости, озарения через страдание. Зрелое
творчество Мунка разнообразно по темам и жанрам. Художник писал портреты,
пейзажи, бытовые сцены и картины со сложным символистским подтекстом, создавал
графические произведения. Серьёзно изучив французскую живопись конца XIX в., он пришёл к выводу, что «интерьеры с
вяжущими женщинами и читающими мужчинами», т. е. нарочитая отстранённость от
психологических проблем, характерная для импрессионизма, не для него. В Мастер
прежде всего стремился передать через живопись своё внутреннее состояние —
болезненную напряжённость, постоянный страх перед смертью, приводившие его к
тяжёлым приступам депрессии. Эдвард
Мунк. Больная
девочка. 1885—1886 гг. Галерея Тейт, Лондон. 451 Эдвард
Мунк. Танец
жизни. Эти
настроения пронизывают композицию «Танец жизни» ( Пытаясь
наполнить картины глубоким философским смыслом, Мунк нередко обращался к женским
образам. Отношение к женщине — самая сложная и мучительная сторона личной и
творческой жизни мастера. Он смотрел на женщину как на источник высшей земной
красоты, которая в то же время несёт в мир грех, зло и разрушение. Эти взгляды
художника отразились в картине, с циничной иронией названной им «Мадонна» ( |