Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

«Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровож­дали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно пере­даёт атмосферу большинства его произведений. Долгие годы он не мог оправиться от потрясения, вызванного в детстве смертью мате­ри и пятнадцатилетней сестры. Эти воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девоч­ка» (1885—1886 гг.). Среди струя­щихся мазков — синих, бледно-жёл­тых, серовато-коричневых — теряет определённость лицо полулежащей в кресле девочки-подростка, а стра­дальческое выражение лица сидя­щей возле неё матери смягчается. Кресло, другие предметы мебели, стена также написаны длинными тонкими мазками, лишающими вещи чётких очертаний и напоми­нающими потоки дождя на оконном стекле. В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство масте­ра с цветовой манерой импрессио­нистов), и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной про­светлённости, озарения через стра­дание.

Зрелое творчество Мунка раз­нообразно по темам и жанрам. Ху­дожник писал портреты, пейзажи, бытовые сцены и картины со слож­ным символистским подтекстом, создавал графические произведе­ния. Серьёзно изучив французскую живопись конца XIX в., он пришёл к выводу, что «интерьеры с вяжущи­ми женщинами и читающими муж­чинами», т. е. нарочитая отстранён­ность от психологических проблем, характерная для импрессионизма, не для него. В 1892 г. он уехал рабо­тать в Германию. Общение с немец­кими живописцами, близкими Мунку по духу, окончательно соединили его искусство с миром острых пере­живаний.

Мастер прежде всего стремился передать через живопись своё внут­реннее состояние — болезненную напряжённость, постоянный страх перед смертью, приводившие его к тяжёлым приступам депрессии.

 

 

 

Эдвард Мунк.

Больная девочка. 1885—1886 гг. Галерея Тейт, Лондон.

451

 

 

 

Эдвард Мунк.

Танец жизни. 1900 г. Национальная галерея, Осло.

Эти настроения пронизывают ком­позицию «Танец жизни» (1900 г.). Озарённые мягким светом север­ной белой ночи, кружатся в танце пары. В вихре движений контуры персонажей растворяются, а лица становятся похожими на причудли­вые маски. Чётко показаны только две фигуры по краям композиции — молодая девушка в белом платье и одетая в чёрное женщина средних лет; её лицо выражает крайнее утом­ление. Надежды юности сменяются одиночеством, страданием и ста­ростью — таково основное содержание полотна, переданное удивитель­но лаконично, даже сурово.

Пытаясь наполнить картины глу­боким философским смыслом, Мунк нередко обращался к жен­ским образам. Отношение к женщи­не — самая сложная и мучительная сторона личной и творческой жиз­ни мастера. Он смотрел на женщи­ну как на источник высшей земной красоты, которая в то же время не­сёт в мир грех, зло и разрушение. Эти взгляды художника отразились в картине, с циничной иронией названной им «Мадонна» (1894 г.). Мадонна Мунка — обнажённая кра­савица с длинными развевающими­ся волосами, окружённая вибриру­ющим пространством, сотканным из мелких жёлто-красных мазков. Гибкая и чувственная линия силуэ­та, напоминающая образ Венеры итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, контрастирует с лицом — нерв­ным, несколько вульгарным, с гла­зами, полными злости. Образ, ко­торый при первом знакомстве покоряет обаянием и живописной изысканностью, постепенно начи­нает вызывать раздражение, одно­временно притягивая и отталкивая.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz