Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

которых художник познакомился в Брюсселе, оказало на него не ме­нее сильное влияние (это чувствует­ся в полотне «Пропойцы», 1883 г.).

В 1883 г. Энсор отказался от им­прессионистической манеры и неза­тейливых бытовых сюжетов. Тема, начатая живописцем в 1883 г., — взгляд на человеческое общество как на маскарад. Слова английского писателя Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица», в полной мере отражали миро­воззрение Энсора. В реальной жиз­ни люди скрывают чувства, мысли, желания за масками благопристой­ности, воспитания или хитрости. Следовательно, балаганная маска мо­жет выразить все тайные пороки и движения души, необходимо только подобрать соответствующее выраже­ние «лица». «Маска означает для ме­ня свежесть тона, пронзительную экспрессию, пышный декор, неожи­данные жесты, беспорядочные дви­жения, особую взволнованность», — говорил художник.

В 1888 г. Энсор написал глав­ное произведение — «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года». Размеры картины очень велики. Её невозможно охватить одним взгля­дом и приходится рассматривать по частям: от лиц хохочущей толпы

Джеймс Энсор.

Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года. Фрагмент. 1888 г.

Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

454

 

 

 

Джеймс Энсор.

Интрига. 1890 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен.

Люди-маски на картине откровенно безобразны. Свадьба добропорядоч­ных обывателей превращается в тра­гикомедию. Настороженный, испуган­ный жених прислушивается к двум женщинам справа, нашёптывающим ему советы. Невеста бесстыдно само­уверенна и цепко держит жениха. Ря­дом с ней унылая физиономия пьяни­цы с красным носом и высохший профиль промотавшегося щёголя. Крайняя правая маска напоминает оживший череп — символ.

к стройным фигурам музыкантов во­енного оркестра, затем к Христу, ко­торый находится в центре полотна, и, наконец, к людям, движущимся по улицам в верхней части композиции.

В правой половине картины изо­бражены театральные подмост­ки с актёрами. Лицедеи прервали пьесу для того, чтобы Христос уви­дел спектакль человеческой жизни, происходящий прямо на улице. Действительно, здесь можно найти все характеры, все социальные типы: на переднем плане рядом с добродушным юнцом зловеще ух­мыляется субъект в котелке, епи­скоп пыжится от самодовольства, судачат лавочники, восторженная дамочка что-то выкрикивает. Над толпой развеваются лозунги: «Да здравствует социальная...» (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус, король Брюсселя». Все мас­ки на полотне имеют свою индиви­дуальность, но вместе они сливают­ся в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр. Единст­венный персонаж без маски — Христос, но Его облик словно размыт столпотворением. Художник считал эту работу лучшей и до конца жизни не расставался с ней.

Энсор был одним из организато­ров группы «XX» и постоянно выставлял свои произведения в её брюс­сельском салоне. Однако даже в кру­гу единомышленников он не всегда находил понимание. Публика откро­венно смеялась над его картинами, критика обходила их молчанием. Лишь в  1908 г. друг художника


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz