|
которых
художник познакомился в Брюсселе, оказало на него не менее сильное влияние
(это чувствуется в полотне «Пропойцы», В В Джеймс
Энсор. Въезд
Христа в Брюссель на масленицу 1889 года. Фрагмент. Королевский
музей изящных искусств, Антверпен. 454 Джеймс Энсор. Интрига. Люди-маски
на картине откровенно безобразны. Свадьба добропорядочных обывателей
превращается в трагикомедию. Настороженный, испуганный жених прислушивается к
двум женщинам справа, нашёптывающим ему советы. Невеста бесстыдно самоуверенна
и цепко держит жениха. Рядом с ней унылая физиономия пьяницы с красным носом
и высохший профиль промотавшегося щёголя. Крайняя правая маска напоминает
оживший череп — символ. к стройным
фигурам музыкантов военного оркестра, затем к Христу, который находится в
центре полотна, и, наконец, к людям, движущимся по улицам в верхней части
композиции. В правой
половине картины изображены театральные подмостки с актёрами. Лицедеи
прервали пьесу для того, чтобы Христос увидел спектакль человеческой жизни,
происходящий прямо на улице. Действительно, здесь можно найти все характеры,
все социальные типы: на переднем плане рядом с добродушным юнцом зловеще ухмыляется
субъект в котелке, епископ пыжится от самодовольства, судачат лавочники,
восторженная дамочка что-то выкрикивает. Над толпой развеваются лозунги: «Да
здравствует социальная...» (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус,
король Брюсселя». Все маски на полотне имеют свою индивидуальность, но вместе
они сливаются в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр. Единственный
персонаж без маски — Христос, но Его облик словно размыт столпотворением.
Художник считал эту работу лучшей и до конца жизни не расставался с ней. Энсор был
одним из организаторов группы «XX» и постоянно выставлял свои произведения в её брюссельском
салоне. Однако даже в кругу единомышленников он не всегда находил понимание.
Публика откровенно смеялась над его картинами, критика обходила их молчанием.
Лишь в |