Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Джеймс Энсор.

Автопортрет с масками.

1899 г.

Частное собрание, Антверпен.

На этом полотне художник окру­жил себя карнавальными масками и марионетками. Яркие краски, нервные мазки, цветовые контра­сты — свидетельство того, на­сколько сильно изменилась жи­вописная манера Энсора за полтора десятилетия. Теперь он, сохранив глубоко индивиду­альный стиль, стал ближе к Вин­сенту Ван Гогу и Полю Гогену.

455

 

 

 

МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС

(1875—1911)

Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился в Литве, в городе Ораны (ныне Варена), а детство провёл в Друскининкае. Под влиянием отца-органиста он получил музыкальное образование. Только в двадцать восемь лет, уже написав несколько музыкальных произведений, Чюрле­нис поступил в школу живописи в Варшаве, а в 1904 г. стал студентом Варшавского государственного училища.   Чтобы  серьёзно  изучить

изобразительное искусство, он по­сетил в 1906 г. Дрезден, Мюнхен, Вену, Прагу и другие города, где осматривал музейные собрания и картинные галереи.

Период творческой активности мастера продолжался недолго — с 1903 по 1909 г. Именно тогда Чюрлёнис создал большую часть своих работ, в которых обратился к литовскому фольклору, индийской философии, мифологии. Его карти­ны пронизаны поэзией и музыкой, стремлением разрушить барьеры между различными видами искусст­ва и соединить их в художественное

целое, отражающее сложный мир че­ловека и природы.

Так, герой картины «Истина» (1905 г.) кажется живописцу вол­шебником, который держит в руке светящийся жезл. Его лицо медлен­но проступает сквозь марево пас­тельных красок, озарённое тёплым сиянием.

В наполненном трагическими, мрачными мотивами цикле «Похо­роны» (1904—1906 гг.) событие охватывает несколько последова­тельных временных отрезков, подоб­но движению солнца по небу или смене времён года.

Микалоюс Чюрлёнис. Истина. 1905 г.

Музей М. Чюрлёниса, Каунас.

Микалоюс Чюрлёнис. Соната солнца. Анданте. 1907 г.

Музей М. Чюрлёниса, Каунас.

бельгийский поэт-символист Эмиль Верхарн (1855—1916) посвятил его творчеству серьёзное исследование, где оценил не только живописные, но и графические произведения Энсора.

Художник обратился к графике примерно в 1886 г. В офорте «Собор» (1886 г.) огромный готиче­ский храм как будто висит над пло­щадью, подавляя её своей массой. Под ним растеклась людская толпа; она безлика и однообразна, но сует­лива и деятельна. Как и во «Въезде Христа...», толпа делится на две час­ти: ряды военных и гурьбу масок. Ей

456

 

 

Микалоюс Чюрлёнис. Соната весны. Скерцо. 1907 г. Музей М. Чюрлёниса, Каунас.

Микалоюс Чюрлёнис. Rex. 1909 г.

Музей М. Чюрлёниса, Каунас.

Чюрлёнис пытался выразить эмоциональное состояние через формы музыкальных произведений и называл картины сонатами, пре­людиями и фугами. В живописных сонатах художник использовал композиционную структуру этого жан­ра и сохранял основные принципы развития темы. Динамичное аллег­ро (итал. «весёлый», «живой») пере­ходило в спокойное анданте (итал. «идущий шагом») и заканчивалось скерцо {итал. «шутка»), бурным или драматичным, и финалом. По тако­му принципу построены написан­ные в 1907 г. циклы «Соната солн­ца», «Соната весны» и некоторые другие работы.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz