Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В русском искусстве конца XIX в. были ещё очень сильны реалистические традиции передвижников, для которых точная картина дейст­вительности и её социальная оцен­ка были намного важнее живопис­ной формы и техники. Поэтому творчество Коровина получило признание далеко не сразу. Он же оказался одним из первых, кто бле­стяще продемонстрировал русской публике, что красота живописи, пе­редающей ощущение полноты бы­тия, и есть самое глубокое содержа­ние любой картины.

Константин Коровин. Рыбы, вино и фрукты. 1916 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

477

 

 

ВАЛЕНТИН СЕРОВ

(1865—1911)

Искусство Валентина Александрови­ча Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному направлению. В нём слышны отго­лоски многих живописных тради­ций: от реализма до импрессиониз­ма и модерна. Сам же художник ещё в юности довольно просто и яс­но сформулировал одну из своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать толь­ко отрадное».

Серов родился в семье музыкан­тов. Его отец — знаменитый компо­зитор Александр Николаевич Се­ров, мать — пианистка. Дарование будущего живописца обнаружилось рано: на рисунки девятилетнего мальчика обратил внимание Илья Репин, ставший его учителем и дру­гом. Он посоветовал Серову посту­пить в Академию художеств. Правда, академию Серов не закончил.

Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 г. в Абрамце­ве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет до­чери С. И. Мамонтова Веры. Худож­ник так рассказывал о нём: «Всё, чего я добивался, это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной закончен­ности...». Серов много работал вне мастерской, на открытом воздухе. В портрете М. Я. Симонович — «Девушка, освещённая солнцем» (1888 г.) — он стремился передать игру света и тени. И вновь — та же свежесть красок, то же ощущение полноты жизни и упоение юностью. В этих произведениях чувствуется увлечение импрессионизмом. Ху­дожник всегда с любовью вспоми­нал о них, считал лучшими в своём творчестве.

Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей — в кон­торах и кабинетах, друзей-жи­вописцев — в мастерских, детей -на прогулке или за чтением. Очень многие мечтали иметь портрет ки­сти «знаменитого Серова», но, по словам дочери художника, «боя­лись его всевидящего ока». Каза­лось, от этого внимательного, под­час беспощадного взгляда ничто не ускользало. Своей живописью мас­тер «делал характеристику», как лю­бил говорить он сам.

Что ни портрет у Серова, то но­вая композиция, новый психологи­ческий образ. Светскую модницу С. М. Боткину (1899 г.) он изобразил «расфуфыренной», на нелепом, без­вкусном диване. Изысканностью живописной манеры запоминает­ся портрет З. Н. Юсуповой (1900—1902 гг.). Знатная дама в роскошном шёлковом платье спокойно распо­ложилась в элегантной гостиной, возле неё примостился белый шпиц. Столь же выразительна живопись и


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz