Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

С середины 90-х гг. Врубель рабо­тал в Частной русской опере Мамон­това как мастер-декоратор, общался с музыкантами, певцами, художника­ми. В 1895 г. на репетиции он впер-

*Общество поощрения художников (1821—1875 гг.; в 1875—1929 гг. — Общество поощрения художеств) — организация, основанная дворянами-меценатами в Петербурге. Общество про­водило конкурсы, выставки; с 1857 г. содержало Рисо­вальную школу.

482

 

 

 

Михаил Врубель.

Демон поверженный. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Врубель.

Демон сидящий. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Увлечение Врубеля образом Демона началось с кон­курса на тему «Дьявол», объявленного редакцией жур­нала «Золотое руно». Мастер упорно искал пластиче­ское выражение идеи гордого вызова миру, порыва личности к свободе. Демон преследовал его, манил неуловимостью облика, заставляя возвращаться опять и опять, избирать всё новые и новые техники для сво­его воплощения.

вые услышал молодую певицу На­дежду Ивановну Забелу, которая впо­следствии стала его женой. Надежда Забела вдохновила художника на создание многих сказочных и порт­ретных образов в живописи, графи­ке, майолике. Её черты Врубель запе­чатлел в «Царевне-лебеди» (1900 г.), по сути сценическом портрете певи­цы; она воплотилась в «Маргариту» (1896 г.); её огромные глаза просту­пают сквозь сине-лиловый хаос ли­ний и пятен «Сирени» (1900 г.).

К экзотическим темам, истори­ческим мотивам, фольклору, ми­фологии, образам Средневековья Врубель обращался и тогда, когда оформлял интерьеры: он выполнил панно «Суд Париса» (1893 г.) для ча­стного особняка; композиции «Фа­уст», «Маргарита» и «Мефистофель» (1896 г.) для кабинета в доме А. В. Морозова в Москве. В 1896 г. на Нижегородской ярмарке были вы­ставлены два панно Врубеля: «Микула Селянинович», на тему русских былин, и «Принцесса Грёза», по мотивам пьесы французского поэта

Михаил Врубель.

Царевна-лебедь. 1900 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Маргарита, Мефистофель, Фауст — герои трагедии И. В. Гёте «Фауст» и одноимённой оперы Ш. Гуно.

483

 

 

 

Михаил Врубель.

Микула Селянинович. 1896 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Врубель.

Принцесса Грёза. 1896 г.

Гостиница «Метрополь», Москва.

и драматурга Эдмона Ростана (затем копия этого панно украсила фасад московской гостиницы «Метро­поль»).

Врубель нередко писал портреты знакомых и друзей: без малейших затруднений мастер передавал порт­ретное сходство, раскрывал сущ­ность характера человека.

В 1902 г. Врубель тяжело заболел, остаток жизни ему суждено было провести в психиатрических боль­ницах. С тех пор почти всё, что рисовал художник, он уничтожал. Врубель делал карандашом порт­реты врачей, угрюмых санитаров, изображал настольные игры боль-

Михаил Врубель.

Пан. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина написана под впечатлением рас­сказа французского писателя Анатоля Франса «Святой Сатир». Художник со­здал странный, зыбкий мир с кривыми берёз­ками, тусклым светом луны, мир, подвержен­ный таинственным превращениям, где герой античных ле­генд напоминает рус­ского лешего. Глаза Пана словно два ма­леньких озера; они грустно устремлены на зрителя.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz