Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Михаил Врубель. Портрет С. И. Мамонтова. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

484

 

 

 

Михаил Врубель.

К ночи. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ных, вид из окна больницы. Ночами, при свете лампы, рисовал углы ком­наты, диван, графин, стакан воды, смятую постель, брошенную на спинку кровати одежду. Мастер ра­ботал, пока не отказало зрение. В 1906 г. художник создал послед­нюю работу — «Портрет Брюсова».

ВИКТОР БОРИСОВ-МУСАТОВ

(1870—1905)

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове. Когда ему было одиннадцать лет, он по­ступил в реальное училище с естест­венно-научным и математическим уклоном. Преподаватель рисования обратил внимание на способно­сти мальчика и убедил родителей отправить его в Москву. В 1890 г. Борисов-Мусатов поступил в Мос­ковское училище живописи, ваяния и зодчества, а ещё через год — в Академию художеств.

Чтобы продолжить образование, Борисов-Мусатов в 1895 г. отправил­ся в Париж, где провёл три года. Он часто посещал музеи, знакомился с искусством европейских мастеров. Художник стремился совершенство­вать свой стиль, сочетая принципы импрессионизма и собственные на­блюдения над натурой.

Приезжая на лето в родной Сара­тов, Борисов-Мусатов много рабо­тал на пленэре (вне мастерской, на природе). В своих этюдах он пытал­ся запечатлеть игру воздуха и цве­та. Сюжет, события не особенно интересовали художника. В 1897 г. он написал этюд «Агава». На перед­нем плане, вплотную к краю, изо­бражён цветочный горшок с мяси­стым, сочным растением. Цвета звучно перемешаны, пространство залито солнечным светом.

485

 

 

Виктор Борисов-Мусатов.

Автопортрет с сестрой. 1898 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Виктор

Борисов-Мусатов.

Гобелен, Фрагмент. 1901 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Через год появился «Автопорт­рет с сестрой». Картина стилизова­на «под старину»: сестра художни­ка Елена одета в платье по моде прошедших времён. В последую­щих работах — «Осенний мотив» (1899 г.), «Гармония» (1900 г.), «Прогулка» (1901 г.) — живописец опять обратился к прошлому. Его персонажи не конкретные люди, ав­тор сам придумал их и облачил в камзолы, белые парики, платья с кринолинами. Перед зрителем от­крывался поэтический, идеализиро­ванный мир старых тихих «дворян­ских гнёзд», далёкий от всеобщего смятения современной перелом­ной эпохи.

Излюбленной техникой мастера стали пастель и темпера, дающие нежные, приглушённые тона. Темпе­рой выполнена картина «Гобелен» (1901 г.), изображающая двух деву­шек в парке старинной усадьбы. Сквозь тонкий слой краски просту­пает фактура холста, видны перепле­тения нитей, узелки, и это делает картину похожей на тканый ковёр.

На полотне «Водоём» (1902 г.), особенно важном в творчестве Бо­рисова-Мусатова, вновь запечатлены в случайных позах две женские фи­гуры. Время остановилось, ничего не происходит. Человек полностью

слился с природой. В картине пре­обладает голубой цвет, на нём по­строена вся живописная ткань. Голубое перекликается с белым и зелёным, рождая разнообразные цветовые сочетания. Композиция картины довольно необычна: если женщин художник изображает уви­денными прямо перед собой, то во­доём — как бы сверху. Второй план словно приподнят, отчего линия го­ризонта оказалась за пределами холста. Деревья, небо, облака — всё это только отражения в овальном зеркале пруда.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz