Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Мстислав Добужинский. Человек в очках (Портрет К. А. Сюннерберга). 1905—1906 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

491

 

 

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Николай Рерих.

Заморские гости. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В поздний период деятельности «Мира искусства» в объединение входили Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927), Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884—1967), Николай Констан­тинович Рерих (Рёрих, 1874— 1947). Манера Кустодиева тяго­тела к русскому лубку и яркой, броской вывеске. Стиль Сереб­ряковой чем-то близок живопи­си Раннего Возрождения. Рерих работал в те годы в неорусском стиле, предлагая особый, более декоративный его вариант.

492

 

 

 

СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Союз русских художников — объе­динение, которое возникло в 1903 г. в Москве. Его ядро составляли Кон­стантин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Аркадий Рылов. Большую роль в появлении Союза сыграл «Мир искусства», хотя московские мастера во многом стремились про­тивопоставить себя петербуржцам. Они были далеки от символизма и связанных с ним идей. Их стиль со­единял реалистические традиции передвижников и опыт импрессио­низма в передаче воздуха и света. Находясь под некоторым влиянием творчества Константина Корови­на, который нередко участвовал в выставках Союза, эти художники тяготели к пейзажу и жанровой жи­вописи.

Наиболее интересным среди пей­зажистов был Константин Фёдорович Юон (1875—1958). Лучше всего ему удавались лирические зимние пейзажи («Мартовское солнце», 1915 г.; «Зимнее солнце», 1916 г.), в которых он тонко передавал игру света на подтаявшем снеге, нежную голубизну неба. А в видах Троице-Сергиевой лавры (лучший из них написан в 1910 г.) контраст белого снега и ярких по цвету зданий, купо­лов, человеческих фигур приобрета­ет чисто декоративную красоту, сближающую эти работы с искусст­вом модерна.

Любопытными поисками отмече­но творчество Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 — 1960). Его мягкий и поэтичный по настроению пейзаж «Февральская лазурь» (1904 г.) сви­детельствует о знакомстве художни­ка не только с импрессионизмом, но и с более поздними течениями во французской живописи. Стволы и ветви берёз, погружённых в сияние холодного зимнего солнца, написа­ны короткими мазками и напомина­ют технику пуантилистов. Та же манера видна и в превосходном на­тюрморте «Неприбранный стол» (1907 г.), в котором благодаря си­стеме рефлексов (цветных бликов)

Константин Юон. Мартовское солнце. 1915 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

493

 

 

Игорь Грабарь.

Неприбранный стол.

1907 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

все предметы мастерски объедине­ны в колористическое целое.

Очень эмоциональны пейзажи Аркадия Александровича Рылова (1870—1939), ученика А. И. Куинджи. В картине «Зелёный шум» (1904 г.) листва, колышущаяся под порывом ветра, написана сочными размаши­стыми мазками, а уходящая вдаль па­норама кажется такой же яркой, как и передний план, что создаёт ощу­щение декоративности.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz