Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Анна Голубкина.

Волна (Пловец). 1901 г. Московский художественный театр.

Анна Голубкина.

Марья. 1901—1905 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

469

 

 

 

Анна Голубкина.

Портрет А. Н. Толстого. 1911 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

СЕРГЕЙ КОНЁНКОВ

(1874—1971)

Сергей Конёнков.

Старичок-кленовичок. 1916 г.

Историко-художественный музей, Серпухов.

 

Сергей Тимофеевич Конёнков по происхождению крестьянин. Он ро­дился в деревне Нижние Караковичи Смоленской губернии. В 1892— 1896 гг. учился в Московском учили­ще живописи, ваяния и зодчества, по­сле окончания которого отправился в командировку за границу — в Гер­манию, Францию и Италию. По воз­вращении молодой скульптор про­должил образование уже в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В своём творчестве Конёнков прошёл периоды увлечения творче­ством Микеланджело, античностью, народной деревянной скульптурой. Его первое крупное произведение — дипломная статуя «Самсон, разрыва­ющий узы» (1902 г.) — по замыслу близко к «Скованному рабу» Микеланджело. Работа вызвала возмуще­ние Совета академии. «...Обострён­ная экспрессивность и динамика моей скульптуры ничего общего не имела с установками академии, предпочитавшей „тишь да гладь" — жанровость сюжетов, привычность, вылизанность форм... — вспоминал мастер. — Академистов смущало, что я нарушил обычные пропорции. Они „вершками" измеряли мою работу, не вникая в её смысл. Я непло­хо знал анатомию и в тех случаях, когда „нарушал" её, делал это созна­тельно, по праву творца на художе­ственную гиперболу».

Работая над сказочными и фольк­лорными образами, знакомыми ему с детства, Конёнков обращался к необычным материалам, например к инкрустации дерева цветным кам­нем. С неистощимой фантазией создавались добродушный «Старичок-полевичок» (1910 г.), хитровато-озорные «Лесовик» (1910 г.) и «Пан» (1915 г.), устрашающие персонажи языческой славянской мифологии «Стрибог» (1910 г.) и «Великосил» (1909 г.) и др. По существу, то, что до сих пор находило воплощение лишь в кустарной резьбе, игрушках и про­изведениях прикладного искусства, Конёнков увеличил до крупных форм. В нём словно соединились два таланта — скульптора-профессиона­ла и народного умельца.

Античная тема в творчестве ма­стера началась со знаменитой ра­боты «Нике» (1906 г.) — женского образа под именем греческой боги­ни победы. В 1912 г. Конёнков отправился в Грецию и Египет. По­явились оригинальные полупортреты-полуаллегории в мраморе: «Эос», «Кора» (обе 1912 г.) и другие,

*Эос в древнегреческой мифологии богиня утренней зари.

** Кора — в древнегрече­ском искусстве статуя стоя­щей девушки в длинных одеждах.

470

 

 

 

Сергей Конёнков.

Сон. 1913 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

созданные под впечатлением от пу­тешествия. Это влияние сказалось и в резко возросшем интересе Ко­нёнкова к передаче обнажённого тела. Он высек в мраморе замеча­тельные статуи (например, «Сон», 1913 г.), вырезал из дерева «Девуш­ку с поднятыми руками» (1914 г.).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz