Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

22

 

 

Микеланджело да Караваджо.

Обращение Савла. 1600—1601 гг. Церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим.

разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли.

Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В «Успении Бо­гоматери» (1605— 1б0б гг.) для алта­ря церкви Санта-Мария делла Ска­ла художник дал своё истолкование известного сюжета. Согласно цер­ковной традиции, изображение успения (смерти) Богоматери долж­но нести в себе радость — ведь, за­кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погруже­ны в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном вознесе­нии на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти.

Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христо­вых (страданий Христа перед распя­тием). Наиболее выразительно она

Микеланджело да Караваджо.

Положение во гроб. 1602—1604 гг. Пинакотека, Ватикан.

Картина писалась для римского храма Санта-Мария делла Валичелла. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Действующие лица находятся на переднем плане, и их фигу­ры образуют некую композиционную пирамиду. Гробница, в которую уклады­вают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возни­кает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в дан­ный момент стоит перед ней). Скорбную выразительность действия подчёркивает контраст тёмного пространства и яркого потока света, выхватывающего вскину­тые руки Марии Магдалины и исполнен­ные страдания лица Богоматери и Иоси­фа. От других произведений Караваджо эту работу отличает явный рационализм: художник тщательно продумал каждую деталь, точно рассчитав необходимую степень напряжённости действия.

Микеланджело да Караваджо.

Успение Богоматери. 1605—1606 гг. Церковь Санта-Мария делла Скала, Рим.

23

 

 

 

раскрыта в композиции «Бичева­ние Христа» (1608 г.) для собора Сан-Джованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Ка­жется, Его фигура буквально излуча­ет яркое, озаряющее всё пространст­во сияние, которое притягивает, завораживает зрителя. Художник запечатлел Христа в момент тяже­лейших страданий сильным и пре­красным не только духовно, но и физически.

Микеланджело да Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко и оказал большое влияние практиче­ски на всех выдающихся европей­ских живописцев. Позднее в истории искусства даже появился термин «караваджизм», который применяется к мастерам, пользующимся его стили­стикой.

Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень слож­ным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб человек, как противоречива и слож­на его натура, какие трудности и страдания ожидают его на пути к высшим духовным ценностям.


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz