Предыдущая Следующая
В 1932 г. архитектор основал
собственную мастерскую — «Тейлизинское товарищество». Она размещалась в студии
Тейлизин-Норт, здании, которое Райт построил на ферме Спринг-Грин в штате
Висконсин в 1911 г.
В 1928 г. Райт впервые
применил термин «Юсония» (от англ. United States, сокращённо US,
— «Соединённые Штаты»), которым он обозначил
культуру, отражающую дух американской демократии, «общества равных
возможностей». Архитектура, как часть этой культуры, была призвана искать
новые подходы к решению социальных проблем. Например, по мысли Райта, самое демократичное
средство передвижения — автомобиль — должно оказать решающее влияние на
планировку жизненного пространства. В частности, автомобильное сообщение позволит
рассредоточить традиционный «тесный» город XIX в. и
создать «город широкого простора». Именно так назывался проект, который выполнило
в 1934—1935 гг. «Тейлизинское товарищество». Подобный город постепенно мог
распространяться на всю среду обитания человека, а значит, включал бы и
сельскохозяйственные территории. Конечно же, идея оказалась утопической.
«Юсонианским» проектам, как
неосуществлённым, так и получившим воплощение, неизменно присуще то, что составляет
творческий почерк Райта, — органичность. В 1936—1939 гг. он возвёл здание
компании «Джонсон и сын» (Расин, штат Висконсин). В конторском помещении,
которое по американской традиции представляет собой единый зал, Райт
использовал девятиметровые стройные колонны, увенчанные зонтообразными
капителями (они выглядят как огромные грибы). Между ними светятся застеклённые
участки потолка. Органичность проявляется здесь не только в том, что эта
словно естественно выросшая архитектура подражает природному миру, но и в
создании некоего особого, романтического настроения (хотя оно не характерно для
официального интерьера).
Ещё в 1928 г. Райт писал: «Факт
остаётся фактом: Юсония нуждается в романтике и сентиментальности. Главное —
стремиться к этому, а то, что достичь цели нельзя, не так важно». Однако,
глядя на «Дом над водопадом» (1936
г.), убеждаешься, что Райту под силу и невозможное. Архитектура
в буквальном смысле слова «растворилась» в природе: в общий облик виллы
включены и скала, и небольшой водопад. Всё здание — это сложная система террас,
которые нависают над деревьями и ручьём, закреплённые в скале железобетонными
балками; лестница в центре дома спускается прямо к водопаду. Связь с природой
ощущается не только во внешнем, но и во внутреннем облике виллы: стены
отделаны грубым камнем, полы тоже вымощены каменными плитами.
Фрэнк Ллойд Райт.
Вилла Кауфмана («Дом над
водопадом» 1936 г.
Коннелсвилл.
514
МУЗЕЙ ГУГГЕНХЕЙМА
Соломон Р.
Гуггенхейм (1861 — 1949), известный американский промышленник, учредил в 1937 г. фонд поддержки
современного искусства. С 1960
г. приобретённые фондом Гуггенхейма произведения
выставлены в одноимённом музее, который расположен в Нью-Йорке на Пятой авеню
(недалеко от музея Метрополитен). Предыдущая Следующая
|