Предыдущая Следующая
В 1927 г. Мис ван дер Роэ
возглавил Международную выставку в Штутгарте на тему «Современное жилище», в
которой участвовали также Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и другие архитекторы.
Здесь были представлены здания со стальными несущими каркасами, «навесными
стенами», лишённые каких бы то ни было декоративных элементов. Позднее все
эти особенности стали признаками сложившегося направления в архитектуре —
международного стиля. Мис ван дер Роэ писал: «Проблема, стоящая перед нами,
заключается... в революционных преобразованиях самой сущности строительной
индустрии. Все элементы здания будут создаваться в заводских условиях; работа
на строительной площадке ограничится монтажом... Тогда-то новая архитектура и
вступит в свои права».
В конце 20-х и в 30-х гг.
зодчий разрабатывал идею «свободного плана» и «непрерывного пространства»
архитектурных сооружений. В подобных постройках неподвижны-
Людвиг Мис ван дер Роэ.
Павильон Германии на Международной выставке в Барселоне. 1929 г.
Выставочный
павильон, собственно, и представлял собой экспонат — демонстрировалась современная
архитектура. Его тонкие стены, отделанные полированным мрамором, отражались в
стеклянных панелях различных оттенков. Крышу несли стальные стойки, а потому
стены, освобождённые от несущей функции, свободно членили пространство, делая
его динамичным и разнообразным.
506
ми оставались лишь стены между
секциями, лестничными клетками и санузлами; планы же помещений можно было
менять с помощью подвижных перегородок. Кроме того, здание выглядело не единой
«коробкой», а разомкнутыми объёмами, которые включали в себя окружающее
пространство. Таковы павильон Германии на Международной выставке в Барселоне
(Испания, 1929 г.),
вилла Тугендхат в Брно (Чехословакия, 1930 г.) и образцовый дом, возведённый
архитектором для Берлинской строительной выставки (1931 г.).
С 1930 по 1933 г. Мис ван дер Роэ
руководил «Баухаузом». В 1937
г. он эмигрировал в США, где вступил в должность
профессора Архитектурной школы в Чикаго, а с 1938 по 1958 г. был её директором.
С 1938 г. по проекту зодчего
возводился обширный комплекс зданий Иллинойсского технологического института.
Сюда входили лаборатории, мастерские, жилые корпуса и индивидуальные домики,
зал памятных встреч выпускников и другие постройки. Однако сооружения и
пространство между ними воспринимаются как единое гармоничное целое благодаря
точно найденным пропорциям, которые подчинены модулю, равному двадцати четырём
футам. С высоты птичьего полёта эта территория с разбросанными по ней
прямоугольниками зданий напоминает огромный холст художника-абстракциониста.
Особенность американских проектов
Миса ван дер Роэ заключается в том, что «тело» здания — коробка параллелепипеда
— замкнуто и ни одной деталью не выступает из строго заданного объёма. Рисунок
фасада формируется членением этажей ленточными (опоясывающими здание) окнами и
вынесенным наружу конструктивным каркасом внешней стены. Предыдущая Следующая
|