Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Туша быка. 1924 г.

Музей изобразительных искусств, Гренобль.

535

 

 

 

выразить средствами живописи тре­вогу, дискомфорт. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собст­венным смыслом, способен вызы­вать определённые эмоции, ему приписывали символическое зна­чение.

Первая выставка «Моста» состоя­лась в 1906 г. в помещении завода осветительной аппаратуры. И эта и последующие выставки мало инте­ресовали публику. Лишь экспозиция 1910 г. была снабжена каталогом. Но с 1906 г. «Мост» ежегодно издавал так называемые папки, каждая из ко­торых воспроизводила работы од­ного из членов группы.

Постепенно члены «Моста» пере­бирались в Берлин, ставший цент­ром художественной жизни Герма­нии. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. «буря»).

В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объе­динения «Мост»». Она вызвала рез­кое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собствен­ной роли в деятельности группы. В результате объединение офици­ально прекратило существование. Между тем для каждого из этих ху­дожников участие в группе «Мост»

оказалось важной вехой творче­ской биографии.

Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 — 1936) помимо учёбы на ар­хитектурном отделении Высшей технической школы в Дрездене в 1903—1904 гг. брал уроки живопи­си в одной из художественных школ Мюнхена. В его ранних живописных работах чувствуется сильное влия­ние Мунка и Ван Гога. Во время по­ездки в Нюрнберг на него произве­ли ошеломляющее впечатление гравюры старых немецких мастеров, причём не столько оттиски, сколь­ко сами печатные доски — их тяже­ловесная, грубая выразительность. Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других предста­вителей «Моста».

Работа над гравюрами помогла художнику обрести собственную живописную манеру: яркие цвет­ные плоскости на его полотнах час­то ограничены широким резким контуром — чёрным или белым. В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Напротив, худож­ник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. И с такой

Эрнст Людвиг Кирхнер.

Улица. 1908—1919 гг. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Эрнст Людвиг Кирхнер.

Красная башня в Халле. 1915 г. Фолькванг-музей, Эссен.

536

 

 

 

Эрнст Людвиг Кирхнер.

Встреча Шлемиля с тенью.

Иллюстрация к «Истории Петера Шлемиля»

А. фон Шамиссо. 1916 г.

Эмиль Нольде. Христос среди детей. 1910 г.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

же детской любовью к ярко раскра­шенным поверхностям он выстраи­вал свою палитру,

В 1937 г. гитлеровское правитель­ство конфисковало более шестисот работ Кирхнера, присвоив им ярлык «дегенеративности». Удар был слиш­ком тяжёл. В начале 1938 г. мастер покончил с собой.

«Мой прекрасный, мой трагиче­ский мир» — так определил однаж­ды Эмиль Нольде (1867—1956) об­разы, которые рождались в его душе. Эмиль Ханзен (это его настоящая фамилия) родился в деревне Нольде на севере Германии. Окончив школу художественной резьбы, он начал работать на мебельной фаб­рике. (Чтобы получить полноценное художественное образование, Нольде уже в зрелом возрасте посещал частные школы Дахау, Мюнхена, Парижа и Копенгагена.) Традицион­ные методы резьбы по дереву оказа­ли влияние на его живописную ма­неру. Как и в работах средневековых мастеров-ремесленников, у Нольде мистическое, возвышенное сочетается с наивным, бытовым.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz