|
Туша быка. Музей изобразительных искусств, Гренобль. 535 выразить средствами живописи
тревогу, дискомфорт. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным
смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое
значение. Первая выставка «Моста» состоялась
в Постепенно члены «Моста» перебирались
в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Здесь они
выставлялись в галерее «Штурм» (нем. «буря»). В оказалось важной вехой творческой
биографии. Ведущий художник и теоретик
группы Эрнст Людвиг Кирхнер (1880 — 1936) помимо учёбы на архитектурном
отделении Высшей технической школы в Дрездене в 1903—1904 гг. брал уроки живописи
в одной из художественных школ Мюнхена. В его ранних живописных работах
чувствуется сильное влияние Мунка и Ван Гога. Во время поездки в Нюрнберг на
него произвели ошеломляющее впечатление гравюры старых немецких мастеров,
причём не столько оттиски, сколько сами печатные доски — их тяжеловесная,
грубая выразительность. Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и
других представителей «Моста». Работа над гравюрами помогла художнику
обрести собственную живописную манеру: яркие цветные плоскости на его полотнах
часто ограничены широким резким контуром — чёрным или белым. В картинах
Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Напротив,
художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Рисунок нарочито прост,
по-детски простодушен. И с такой Эрнст Людвиг Кирхнер. Улица. 1908—1919 гг. Музей
современного искусства, Нью-Йорк. Эрнст Людвиг Кирхнер. Красная башня в Халле. 536 Эрнст Людвиг Кирхнер. Встреча Шлемиля с тенью. Иллюстрация к «Истории
Петера Шлемиля» А. фон Шамиссо. Эмиль Нольде. Христос
среди детей. Музей современного
искусства, Нью-Йорк. же детской любовью к ярко
раскрашенным поверхностям он выстраивал свою палитру, В «Мой прекрасный, мой трагический
мир» — так определил однажды Эмиль Нольде (1867—1956) образы, которые
рождались в его душе. Эмиль Ханзен (это его настоящая фамилия) родился в
деревне Нольде на севере Германии. Окончив школу художественной резьбы, он
начал работать на мебельной фабрике. (Чтобы получить полноценное
художественное образование, Нольде уже в зрелом возрасте посещал частные школы
Дахау, Мюнхена, Парижа и Копенгагена.) Традиционные методы резьбы по дереву
оказали влияние на его живописную манеру. Как и в работах средневековых мастеров-ремесленников,
у Нольде мистическое, возвышенное сочетается с наивным, бытовым. |