Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Грубая выразительность, иска­жение формы и цвета как проявле­ние напряжённого чувства — все эти черты, характерные для экс­прессионизма, у Нольде проявляют­ся в высшей мере. Именно поэтому молодые художники объединения «Мост» так настойчиво приглашали его принять участие в деятельности их группы (правда, он отошёл от неё через год).

Нольде часто обращался к рели­гиозной тематике. С 1908 по 1912 г. он написал двадцать пять работ на библейские сюжеты, в том числе се­рию из девяти картин «Жизнь Хри­ста» (1912 г.), которая возмутила церковных иерархов и была снята с выставки в Брюсселе.

В 1910—1911 гг. художник создал серию экспрессионистических пей­зажей, а после 20-х гг. пейзаж стал основной темой его творчества. Обычно у Нольде природные сти­хии — земля, вода, небо — сталкива­ются друг с другом, словно стремясь слиться воедино. Он много путе­шествовал — побывал на Дальнем

Эмиль Нольде.

Танец вокруг золотого

тельца. 1910 г.

Новая пинакотека, Мюнхен.

Лица библейских персонажей Нольде превращает в маски, он искажает про­порции фигур, утрирует жесты. Его краски - это тревожные вспышки жёлтого, красного, фиолетового... Столь необычное отношение к рели­гиозной теме впервые возникло в живописи XX в.

537

 

 

 

 

 

Франтишек Купка.

Этюд к языку вертикалей. 1911 г. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

Франтишек Купка.

Размещение графических мотивов. 1912—1913 гг. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

Оскар Кокошка.

Супруга ветра. 1914 г. Художественный музей, Базель.

Эгон Шиле.

Автопортрет. 1911 г. Исторический музей, Вена.

Экспрессионизм, зародившись в Германии, получил распространение и в других странах Европы. Его последователями были ученики Густава Климта — австрийские художники Эгон Шиле (1890—1918) и Оскар Кокошка (1886—1980), а также чешский мастер Франтишек Купка (1871—1957).

538

 

 

 

Эмиль Нольде.

Мельница на севере.

1932 г.

Галерея современного

искусства земли Бавария,

Мюнхен.

Востоке, островах Тихого океана, в России. Впечатления от поездок от­разились в его работах. «Мои карти­ны с первобытными людьми и аква­рели так правдивы и терпки, — писал он, — что их немыслимо по­весить в каком-нибудь благоуха­ющем салоне».

В последние годы жизни, уда­лившись в деревушку Зеебюле (близ родной Нольде), он выполнил около полутора тысяч маленьких аква­релей, которые называл «ненапи­санными картинами», — фантасти­ческие пейзажи и изображения человека, чаще всего тоже ирре­альные.

Экспрессионизм повлиял на твор­чество разных мастеров, не входив­ших ни в какие группировки. Были и такие, кто участвовал в общих на­чинаниях лишь короткое время (как это случилось с Нольде), и те, кто, не удовлетворившись одной про­граммой, пытался найти более со­вершенные формы организации творческих союзов.

Прирождённый лидер, талантли­вый организатор, русский худож­ник Василий Васильевич Кандинский стал основателем нескольких художественных объединений: «Фа­ланга» (1901 — 1904 гг.), «Новое мюн­хенское художественное объедине­ние» (1909—1911 гг.), значительную часть которого составляли выходцы из России, и, наконец, «Синий всад­ник» (1911 —1914 гг.).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz