|
Грубая выразительность, искажение
формы и цвета как проявление напряжённого чувства — все эти черты, характерные
для экспрессионизма, у Нольде проявляются в высшей мере. Именно поэтому
молодые художники объединения «Мост» так настойчиво приглашали его принять
участие в деятельности их группы (правда, он отошёл от неё через год). Нольде часто обращался к религиозной
тематике. С 1908 по В 1910—1911 гг. художник
создал серию экспрессионистических пейзажей, а после 20-х гг. пейзаж стал
основной темой его творчества. Обычно у Нольде природные стихии — земля, вода,
небо — сталкиваются друг с другом, словно стремясь слиться воедино. Он много
путешествовал — побывал на Дальнем Эмиль Нольде. Танец вокруг золотого тельца. Новая пинакотека, Мюнхен. Лица
библейских персонажей Нольде превращает в маски, он искажает пропорции фигур,
утрирует жесты. Его краски - это тревожные вспышки жёлтого, красного,
фиолетового... Столь необычное отношение к религиозной теме впервые возникло в
живописи XX в. 537 Франтишек Купка. Этюд к языку вертикалей. Франтишек Купка. Размещение графических мотивов. 1912—1913 гг. Собрание
Тиссен-Борнемиса, Лугано. Оскар Кокошка. Супруга ветра. Эгон Шиле. Автопортрет. Экспрессионизм,
зародившись в Германии, получил распространение и в других странах Европы. Его
последователями были ученики Густава Климта — австрийские художники Эгон Шиле
(1890—1918) и Оскар Кокошка (1886—1980), а также чешский мастер Франтишек Купка
(1871—1957). 538 Эмиль Нольде. Мельница на севере. Галерея современного искусства земли Бавария, Мюнхен. Востоке, островах Тихого
океана, в России. Впечатления от поездок отразились в его работах. «Мои картины
с первобытными людьми и акварели так правдивы и терпки, — писал он, — что их
немыслимо повесить в каком-нибудь благоухающем салоне». В последние годы жизни, удалившись
в деревушку Зеебюле (близ родной Нольде), он выполнил около полутора тысяч
маленьких акварелей, которые называл «ненаписанными картинами», — фантастические
пейзажи и изображения человека, чаще всего тоже ирреальные. Экспрессионизм повлиял на творчество
разных мастеров, не входивших ни в какие группировки. Были и такие, кто
участвовал в общих начинаниях лишь короткое время (как это случилось с
Нольде), и те, кто, не удовлетворившись одной программой, пытался найти более
совершенные формы организации творческих союзов. Прирождённый лидер, талантливый
организатор, русский художник Василий Васильевич Кандинский стал основателем
нескольких художественных объединений: «Фаланга» (1901 — 1904 гг.), «Новое мюнхенское
художественное объединение» (1909—1911 гг.), значительную часть которого
составляли выходцы из России, и, наконец, «Синий всадник» (1911 —1914 гг.). |