|
По существу, «Синий всадник» (нем. Blauer Reiter) представлял
собой редакционную группу одноимённого альманаха. (Название предложили
Кандинский и художник Франц Марк — оба любили лошадей и отдавали в живописи
предпочтение синему цвету.) Успел выйти лишь первый номер
в 539 Альманах «Синий всадник» оказался
в числе первых программ авангардистов. Он ставил задачу доказать, что «вопрос
формы в искусстве вторичен, первичен — вопрос содержания». Художники высказывались об
особенностях современного искусства: важной роли цвета, отказе от попыток
подражания реальным формам. Они анализировали совершенно разные произведения искусства,
от средневековой готики вплоть до лубка, подтверждая их скрытое родство в
поисках выразительности. Именно тогда впервые в ранг высокого искусства были
возведены детские рисунки. Много страниц альманаха посвящено проблемам музыки
и театра, поскольку экспрессионисты пропагандировали идею родства искусств и
возможности их синтеза. Было объявлено о создании нового,
«интернационального искусства», совмещающего в себе разные направления. Действительно, в выставках под
эмблемой «Синего всадника» кроме его организаторов — Кандинского, Франца Марка
(1880—1916) и Августа Макке (1887—1914) — участвовали швейцарско-немецкий художник
Пауль Клее, австрийский композитор Арнольд Шёнберг, а также известные русские
художники Давид и Владимир Бурлюки, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталия
Гончарова, французские кубисты Пабло Пикассо, Жорж Брак и Робер Делоне,
представители других объединений. В Франц Марк. Судьбы животных. Художественный музей,
Базель. Франц Марк. Синяя лошадь. Динамичная,
яркая по цвету, эта картина стала одной из многих работ Марка с изображением
цветных — красных, жёлтых, синих — лошадей. Для художника они были символом
свободы. *Лубок (народная картинка) —
произведение народной графики, изображение с подписью, отличающееся простотой
и доходчивостью образа и предназначенное для распространения в народных массах |