Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

540

 

 

 

«НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ»

Термин «новая вещественность» (нем. Neue Sachlichkeit) был введён в 1923 г. директором художественной галереи в городе Мангейме (Германия) Густавом Хартлаубом, отметившим стремление «возвратиться к позитивной и конкрет­ной реальности», которое объединило многих немецких живописцев вскоре после Первой мировой войны. В 1925 г. в Мангейме прошла первая выставка художников «Новой вещественности»: Макса Бекмана (1884—1950), Отто Дикса (1891—1969), Георга Гросса (1893—1959) и др.

Общим для них было чувство неста­бильности, сомнение в постоянстве той реальности, которую они изобра­жали. В отличие от оптимистического реализма в искусстве «Новой вещест­венности» ощущается желание запечат­леть безвозвратно уходящее. Преуве­личенная чёткость линий и ясность объёмов лишь усиливают настроение трагической хрупкости мира. В болез­ненных и настороженных лицах, в пасмурных, невзрачных пейзажах отра­зилась одна из самых печальных эпох в судьбе Германии — период между поражением в Первой мировой войне 1914—1918 гг. и столь же драматичес­кой капитуляцией немецкого народа перед нацизмом в 1933 г.

Отто Дикс. Гуго Эрфурт с собакой. 1926 г. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

Георг Гросс. Чиновник магистрата. Государственные музеи, Берлин.

ПАУЛЬ КЛЕЕ

(1879—1940)

Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным ху­дожественным течениям XX в. — экспрессионизму, кубизму, сюрреа­лизму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не принадлежало целиком ни к од­ному из них.

Клее родился в Швейцарии в семье музыкантов. И хотя его про­фессиональным поприщем стало изобразительное искусство, предан­ность музыке он сохранил на всю жизнь. Талантливый скрипач, в труд­ные годы Клее подрабатывал, играя в оркестре. Музыкой, её ритмами, её аккордами проникнуто большинст­во работ художника. Он учился в Мюнхенской академии художеств, совершал поездки в Италию, в Па­риж, путешествовал по Германии, а после женитьбы обосновался в Мюнхене.

Линия стала главным средством выражения, а графика — той един­ственной областью, в которой Клее проявил себя в ранний период творчества. Интонация многих работ («Грозная голова», 1905 г.; «Инвен­ции», 1906 г.) иронична и горька. Но им присуща и лёгкость, особая дели­катность, некая мудрая отстранён­ность от изображаемых событий.

В 1910 г. открылась первая вы­ставка рисунков и гравюр Клее. Со следующего года он вошёл в круг ху­дожников «Синего всадника». Среди прочих идей, которые ему были здесь близки, нужно выделить осо­бенно внимательное отношение к выразительности детского рисунка. В то же время знакомство с кубиз­мом сделало композиции Клее более геометричными.

Несмотря на агрессивную кра­сочность живописных работ своего экспрессионистического окружения, Клее поначалу мало занимали проб­лемы цвета. Однако поездка в Тунис, которую он совершил в 1914 г., слов­но открыла ему глаза: «Цвет захватил меня, — записал он в дневнике. — Мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины, я — художник». И дей­ствительно, нежные цветовые гармо­нии стали естественной средой для

541

 

 

 

 

Пауль Клее.

Полная луна. 1919 г. Галерея Отто Штангля, Мюнхен.

утончённых, волшебных геометриче­ских структур Клее. Его необычные композиции, кажется, рождены но­вым знанием, новым пониманием связей мира, его устройства. В карти­не «Полная луна» (1919 г.) ночной пейзаж, составленный из мозаики разновеликих прямоугольников, та­инствен, но не страшен.

1920 год оказался своеобразным творческим рубежом для художника: вышла в свет его книга «Творческое вероисповедание», альбом рисун­ков, а в Мюнхене открылась большая ретроспективная выставка его работ. И тогда же он получил приглашение от Вальтера Гропиуса преподавать в «Баухаузе». С 1921 по 1931 г. Клее вел здесь курс композиции.

Преподавательская работа зани­мала много времени, но Клее про­должал писать маслом и рисовать. Используя опыт мастеров шпалер, он создал цикл работ, в которых мотивы — дома, лестницы, деревья, а иногда и просто «магические квадраты» — повторяются, заполняя

Пауль Клее.

Вращающийся дом. 1921 г. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

В тёплом цветовом мареве (цвет то сгущается, то разреживается) «плывёт» словно нарисованный рукой ребёнка домик. В движении, переданном чуть асимметричными сдвигами, он «раскинул» окошки, двери, лесенку, как распростёртые руки.

*Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera) — настен­ные безворсовые ковры-картины, вы­тканные ручным способом по кра­сочным картонам, созданным живо­писцами.

542

 

 

 

ажурным узором всё пространство холста.

В 1933 г. Клее покинул Герма­нию и вернулся на родину, в Берн. В последние годы жизни в работах смертельно больного художника появилась глубокая печаль («Страх», 1934 г.; «Смерть и пламя», 1940 г.; «Мрачное путешествие на корабле», 1940 г.). Клее всегда верил, что изо­бразительное искусство «не переда­ёт только видимое, а делает зримым тайно постигнутое».

 

Пауль Клее.

Вспышка страха III.

1934 г.

Частное собрание.

Пауль Клее.

Смерть и пламя. 1940 г. Художественный музей, Берн.


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz