|
540 «НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ» Термин
«новая вещественность» (нем. Neue
Sachlichkeit) был введён
в Общим для
них было чувство нестабильности, сомнение в постоянстве той реальности,
которую они изображали. В отличие от оптимистического реализма в искусстве «Новой
вещественности» ощущается желание запечатлеть безвозвратно уходящее. Преувеличенная
чёткость линий и ясность объёмов лишь усиливают настроение трагической
хрупкости мира. В болезненных и настороженных лицах, в пасмурных, невзрачных
пейзажах отразилась одна из самых печальных эпох в судьбе Германии — период
между поражением в Первой мировой войне 1914—1918 гг. и столь же драматической
капитуляцией немецкого народа перед нацизмом в Отто Дикс. Гуго Эрфурт с собакой. Георг Гросс. Чиновник магистрата. Государственные музеи, Берлин. ПАУЛЬ КЛЕЕ (1879—1940) Творчество Пауля Клее с равным
основанием относят к главным художественным течениям XX в. —
экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму. Но в то же время можно
утверждать, что оно не принадлежало целиком ни к одному из них. Клее родился в Швейцарии в
семье музыкантов. И хотя его профессиональным поприщем стало изобразительное
искусство, преданность музыке он сохранил на всю жизнь. Талантливый скрипач, в
трудные годы Клее подрабатывал, играя в оркестре. Музыкой, её ритмами, её
аккордами проникнуто большинство работ художника. Он учился в Мюнхенской
академии художеств, совершал поездки в Италию, в Париж, путешествовал по
Германии, а после женитьбы обосновался в Мюнхене. Линия стала главным средством
выражения, а графика — той единственной областью, в которой Клее проявил себя
в ранний период творчества. Интонация многих работ («Грозная голова», В Несмотря на агрессивную красочность
живописных работ своего экспрессионистического окружения, Клее поначалу мало
занимали проблемы цвета. Однако поездка в Тунис, которую он совершил в 541 Пауль Клее. Полная луна. утончённых, волшебных
геометрических структур Клее. Его необычные композиции, кажется, рождены новым
знанием, новым пониманием связей мира, его устройства. В картине «Полная луна»
( 1920 год оказался своеобразным
творческим рубежом для художника: вышла в свет его книга «Творческое
вероисповедание», альбом рисунков, а в Мюнхене открылась большая
ретроспективная выставка его работ. И тогда же он получил приглашение от
Вальтера Гропиуса преподавать в «Баухаузе». С 1921 по Преподавательская работа занимала
много времени, но Клее продолжал писать маслом и рисовать. Используя опыт
мастеров шпалер, он создал цикл работ, в которых мотивы — дома, лестницы,
деревья, а иногда и просто «магические квадраты» — повторяются, заполняя Пауль Клее. Вращающийся дом. В тёплом
цветовом мареве (цвет то сгущается, то разреживается) «плывёт» словно
нарисованный рукой ребёнка домик. В движении, переданном чуть асимметричными
сдвигами, он «раскинул» окошки, двери, лесенку, как распростёртые руки. *Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera) —
настенные безворсовые ковры-картины, вытканные ручным способом по красочным
картонам, созданным живописцами. 542 ажурным узором всё
пространство холста. В Пауль Клее. Вспышка страха III. Частное собрание. Пауль Клее. Смерть и пламя. |