|
Диапазон
изобразительных приёмов Мура колеблется от вполне реальных форм до предельно
обобщённых и абстрактных. Например, если в скульптуре «Полулежащая» ( Антропоморфные,
т. е. сохраняющие сходство с человеческим телом, полулежащие женские фигуры
Генри Мура статичны, весомы. Даже самые малые по размеру скульптуры налиты тяжестью.
При этом в целом ряде работ, создававшихся на протяжении нескольких
десятилетий, тяжёлая бронзовая масса выглядит текучей и кажется легко
изменяемой. Позы персонажей на первый взгляд расслабленны, спокойны, но их
переполняет внутренняя энергия. Изображение
матери с ребёнком у Мура всегда воспринимается как символ. Какими бы
отвлечёнными ни были формы его скульптур, мастеру удалось вложить в них живые
чувства, трагизм и нежность, беззащитность и силу. В 40-х гг.
в его творчестве появилась тема семьи, которая раскрывается эмоционально,
даже лирично. Так, в «Семейной группе» (1948—1949 гг.) изображения мужчины,
женщины и ребёнка составляют неразрывное целое. С годами
творчество Мура стало всемирно известным. Он получал призы на международных
выставках, премии и почётные звания. В Генри Мур. Полулежащая. Генри Мур. Струнные мать и дитя. Частное собрание. Генри Мур. Семейная группа. 1948—1949 гг. Частное собрание. Генри Мур. Лежащая фигура. 522 Александр Колдер. Бесполезная машина. Дворец
ЮНЕСКО, Париж. принципиально
неизобразительны. Замысловатые фигуры из металла, стекла, пластика, нейлона
воплощают эстетику промышленного века. Монументальные конструкции Певзнеров
весьма органично дополняют современную архитектуру. Логическим развитием принципов
конструктивизма стала в послевоенные годы кинетическая (движущаяся)
скульптура — от «мобилей» Александра Колдера (1898—1976) до
«монохронодинамических» композиций Никола Шоффера (родился в С большой долей условности
термин «скульптура» можно применить к произведениям представителей дадаизма,
поп-арта, концептуализма. В продолжение тысячелетий искусством называлось
творческое отображение различных реалий материального или духовного мира (этот
принцип сохранён и многими направлениями авангарда); здесь же все усилия
авторов направлены на то, чтобы возмутить, шокировать или озадачить зрителя.
Таковы различного рода ассамбляжи — конструкции из случайных предметов в самых
немыслимых сочетаниях, китч (нем. Kitch — «дурной вкус») — нарочито грубые, кустарного стиля поделки поп-артистов
или «грандиозные» акции художников «земляного искусства» (англ. land art) 60— 70-х гг. XX столетия (например,
«Комплекс-I», сооружённый из земли, стальных и бетонных конструкций американцами
Робертом Смитсоном и Майклом Хейзером в штате Невада в |