Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Диапазон изобразительных приё­мов Мура колеблется от вполне реаль­ных форм до предельно обобщённых и абстрактных. Например, если в скульп­туре «Полулежащая» (1930 г.) при всей её условности очень легко распознать женское тело, залюбоваться плавным изгибом ног, закинутой рукой, то ком­позиция «Струнные мать и дитя» (1938 г.) совсем не ассоциируется с че­ловеческими фигурами.

Антропоморфные, т. е. сохраняю­щие сходство с человеческим телом, полулежащие женские фигуры Генри Мура статичны, весомы. Даже самые малые по размеру скульптуры налиты тяжестью. При этом в целом ряде работ, создававшихся на протяжении несколь­ких десятилетий, тяжёлая бронзовая масса выглядит текучей и кажется лег­ко изменяемой. Позы персонажей на первый взгляд расслабленны, спокойны, но их переполняет внутренняя энергия.

Изображение матери с ребёнком у Мура всегда воспринимается как символ. Какими бы отвлечёнными ни были формы его скульптур, мастеру уда­лось вложить в них живые чувства, тра­гизм и нежность, беззащитность и силу.

В 40-х гг. в его творчестве появи­лась тема семьи, которая раскрывает­ся эмоционально, даже лирично. Так, в «Семейной группе» (1948—1949 гг.) изображения мужчины, женщины и ре­бёнка составляют неразрывное целое.

С годами творчество Мура стало всемирно известным. Он получал при­зы на международных выставках, пре­мии и почётные звания. В 1958 г. одна из его «Лежащих фигур» была установ­лена перед зданием Главной квартиры ЮНЕСКО (Организации Объединён­ных Наций по вопросам образования, науки и культуры) в Париже. В 1982 г. королева Великобритании участвовала в церемонии открытия галереи Генри Мура и центра обучения скульптуре его имени в Лидсе.

Генри Мур. Полулежащая. 1930 г. Институт искусств, Детройт.

Генри Мур. Струнные мать и дитя. 1938 г.

Частное собрание.

Генри Мур. Семейная группа. 1948—1949 гг. Частное собрание.

Генри Мур. Лежащая фигура. 1958 г. Париж.

522

 

 

 

Александр Колдер.

Бесполезная машина. Дворец ЮНЕСКО, Париж.

принципиально неизобразительны. Замысловатые фигуры из металла, стекла, пластика, нейлона воплоща­ют эстетику промышленного века. Монументальные конструкции Певзнеров весьма органично дополняют современную архитектуру.

Логическим развитием принци­пов конструктивизма стала в после­военные годы кинетическая (движу­щаяся) скульптура — от «мобилей» Александра Колдера (1898—1976) до «монохронодинамических» ком­позиций Никола Шоффера (родил­ся в 1912 г.) с элементами робото­техники.

С большой долей условности термин «скульптура» можно приме­нить к произведениям представите­лей дадаизма, поп-арта, концептуа­лизма. В продолжение тысячелетий искусством называлось творческое отображение различных реалий материального или духовного мира (этот принцип сохранён и многими направлениями авангарда); здесь же все усилия авторов направлены на то, чтобы возмутить, шокировать или озадачить зрителя. Таковы различного рода ассамбляжи — конст­рукции из случайных предметов в самых немыслимых сочетаниях, китч (нем. Kitch — «дурной вкус») — нарочито грубые, кустарного стиля поделки поп-артистов или «гранди­озные» акции художников «земляно­го искусства» (англ. land art) 60— 70-х гг. XX столетия (например, «Комплекс-I», сооружённый из зем­ли, стальных и бетонных конст­рукций американцами Робертом Смитсоном и Майклом Хейзером в штате Невада в 1972 г.).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz