|
ФОВИЗМ Первым художественным
течением, которое обогатило культуру XX столетия,
был фовизм. Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно после Осеннего салона Осенний салон произвёл настоящую
сенсацию: ранее неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося
течения. До этого мастеров не объединяли ни теоретические платформы, ни совместная
выставочная деятельность. Не было и группы как таковой. Однако общее
стремление к новому живописному языку — эмоциональному, яркому — на некоторое
время сделало их очень похожими. У них было много общих корней — увлечение
живописью Гогена и Ван Гога, творчеством дивизионистов и их *В **Донателло (настоящее имя
Донато ди Пикколо да Бетто Барди, около 1386—1466) — итальянский скульптор
эпохи Возрождения. 523 теорией чистого цвета,
восточным и примитивным искусством. Фовисты не считались ни с какими
установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени,
постепенного сгущения или смягчения цвета, первенства рисунка в структуре
картины. «Исходный пункт фовизма, — писал Матисс, — решительное возвращение к
красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым — первичным элементам,
которые будоражат наши чувства до самых глубин». Импрессионизм, вокруг которого
ещё вчера ломалось столько копий, рядом с полотнами фовистов выглядел вполне
традиционным, реалистическим искусством. «Вообразить мир таким, каким нам
хочется» — под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники,
усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к
самовыражению. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал
собственный мир. Поэтому после краткого совместного звучания их хор распался
на отдельные голоса — фовизм как течение просуществовал всего несколько лет. Андре Дерен (1880—1954) всю
жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в
Лувре. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит,
внимание к форме. В Осеннем салоне |