Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Матисса по праву считали главой фовистов. В 1906 г. в парижской

Анри Матисс.

Радость жизни. 1905—1906 гг. Собрание фонда Барнса, Мерион.

*Панно {франц. panneau) — изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потолков.

**Фавн — в древнеримской мифологии бог лесов, полей, пастбищ и животных.

528

 

 

 

Анри Матисс. Танец. 1910 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Анри Матисс.

Музыка. 1910 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Два панно задуманы как единый ансамбль. Их композиции Матисс построил на контрасте: замкнутый крут из пяти обна­жённых фигур, словно прони­занных единым движением, в «Танце» — и внешне разобщён­ные, но связанные одним на­строем, как ноты в партитуре, как звуки аккорда, персонажи «Музыки». Пространство пре­дельно упрощено, в палитре гос­подствуют всего лишь три цве­та — «небесная лазурь, розовая свежесть тел и зелень холма». Фигуры обрисованы гибкими, упругими линиями, создающими музыкальный ритм полотен.

529

 

 

 

Анри Матисс.

Красные рыбки. 1911 г.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва,

530

 

 

 

мастерской на улице Севр откры­лась школа Матисса. «Один тон сам по себе есть всего лишь цвет, — учил художник, — два тона — это уже соотношение, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с со­седним... Запомните своё первое впечатление... Это чувство — самое главное».

Живописец окончательно отка­зался от смешения цветов, светоте­ни и мелких деталей — ничто не должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его картинах стала точ­но отработанная линия. Кажущаяся лёгкость, детская простота изобра­жения добывались упорным, напря­жённым трудом. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился со­здать на полотне максимально обоб­щённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. «Значительность художника измеря­ется количеством новых знаков, которые он введёт в пластический язык», — говорил Матисс.

В 1908—1910 гг. по заказу рус­ского коллекционера С. И. Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особня­ка — «Танец» и «Музыка». А годом позже по приглашению Щукина он посетил Петербург и Москву, где встречался со многими художника­ми и навсегда был покорён русской иконописью. В 1910 г. Матисс спе­циально отправился в Мюнхен, что­бы побывать на выставке исламско­го искусства и ещё раз оценить его плоскостную многоцветную гармо­нию. Совершив поездки на север Африки, в Алжир и Марокко, худож­ник окончательно утвердился в мысли, что его творческие поиски основаны не на голых теоретиче­ских измышлениях, а на природных законах: яркий полуденный свет, «стирающий все детали и выявляю­щий основное», открывал чистые тона и чёткие контуры. Всю эту красочную декоративность, включая цветистые орнаменты арабских тка­ней и ковров, художник перенёс на свои полотна.

Анри Матисс. Марокканка (Зора) 1912 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz