Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Сальвадор Дали.

Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно. 1931 г.

Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

567

 

 

 

Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании. 1936 г.

Музей искусств, Филадельфия.

Сальвадор Дали.

Пылающий жираф. 1936 г. Художественный музей, Базель.

Сальвадор Дали.

Осенний каннибализм. 1936 г. Галерея Тейт, Лондон.

Два существа, изобра­жённые художником с отвращением и на­смешкой, изящно пользуясь столовыми приборами, «питают­ся» друг другом. По словам Дали, они «воплощают пафос гражданской войны».

вдохновлённых фантазией худож­ника, — экстравагантных, провоци­рующих, забавных.

Балы и выставки с успехом про­ходили и в Европе. Дали предлагал потрясённым зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы: ножи с зеркальцами, ка­лейдоскопические очки для автомо­билистов, следующих скучными и однообразными маршрутами, туф­ли на пружинках и т. д. Успех при­нёс богатство. Avida dollars («жажду долларов») — такую анаграмму име­ни Salvador Dali составил Андре Бретон, рассорившись с художни­ком. На самом деле Дали не лукавил, когда однажды обмолвился: «Я по­нятия не имею, богат я или беден. Всем распоряжается жена. А для ме­ня деньги — мистика». Причину же исключения его из группы сюрре­алистов (это произошло в 1938 г.) следует искать в другом. Культ ин­дивидуализма, который всегда про-

568

 

 

 

Сальвадор Дали.

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду

до пробуждения. 1944 г. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

поведовал Дали, заставлял его раз­рушать любые групповые устои, действовать вразрез с любой идео­логией — художественной или по­литической.

В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал: сотруд­ничал с кинорежиссёром Альфре­дом Хичкоком, делал иллюстрации

к книгам, декорации к балетам, спек­таклям, писал, рисовал и выставлял свои работы.

В американский период худож­ник приступил к циклу картин на ре­лигиозную тематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г.), «Мадон­на порта Льигат» (1949 г.), «Откры­тие Америки Христофором Колум­бом» (1959 г.) и другие полотна

*Анаграмма — слово или словосочетание, образован­ное перестановкой букв, со­ставляющих другое слово.

**Порт Льигат (исп. «закры­тая бухта») — место непода­лёку от Кадакеса, где нахо­дился дом Дали.

569

 

 

Сальвадор Дали.

Искушение Святого Антония. 1946 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.

Сальвадор Дали.

Мадонна порта Льигат. Фрагмент. 1949 г. Собрание Бивербрук, Канада.

Сальвадор Дали.

Атомная Леда. 1949 г. Музей С. Дали, Фигерас.

570

 

 

 

создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его плени­ло «редкое совершенство замысла». В 1949 г. Дали даже удостоился ауди­енции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом ху­дожник внимательно следил и за до­стижениями научной мысли. Он на­писал «Атомную Леду» (1949 г.) и «Атомистический крест» (1952 г.), как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проник­нуть в тайны Вселенной.

После войны, в 1948 г., вернув­шись в Испанию и поселившись в родном Фигерасе, Дали ездил в Аме­рику с выставками и лекциями. Евро­па также с неубывающим интересом следила за его творчеством (он час­то приезжал в Париж). Дали всерьёз увлёкся экспериментами с фотогра­фией, голографией, сочинил оперу (для этого на седьмом десятке ему

Сальвадор Дали. Атомистический крест. 1952 г.

Частное собрание, Париж.

В центре креста, составленного из деталей атомного реактора, Дали написал ломоть хлеба — символ Тела Христова в таинстве причащения. Тем самым худож­ник провозглашал возможность слияния научных от­крытий с религиозными истинами.

Сальвадор Дали. Христос Святого Иоанна Креста.

Картинная галерея и музей, Глазго.

571

 

 

 

пришлось осваивать нотную грамо­ту), написал трагедию на француз­ском языке.

В Фигерасе в здании муници­пального театра, большая часть ко­торого стояла в руинах со времён гражданской войны, Дали сотворил свой Театр-музей. Здесь выставлены не только картины, но и «Дождливое

Сальвадор Дали. Открытие Америки Христофором Колумбом. 1959 г. Музей С. Дали, Кливленд.

Полотно наполнено излюбленной символикой Дали, знакомыми образами. Это изображение Гала в виде Богоматери на хоругви, шесты-пики в руках у юношей, как в «Сдаче Бреды» Диего Всласкеса, и т. д.

такси» (старый «кадиллак», в кото­ром «идёт дождь», если опустить монету), и розовая софа в форме губ американской актрисы Мей Уэст, и другие экспонаты.

В 1979 г. Дали избрали во Фран­цузскую академию. Высшим испан­ским орденом — Большим крестом Карлоса III — Дали был награждён в трагический для него год: в 1982 г. умерла Гала. Роль гениального бе­зумца сделалась не под силу осиро­тевшему художнику, и с тех пор до конца дней он жил затворником.


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz