Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Если в сезанновский период ку­бизма дома, деревья, горы, челове­ческое тело, посуда как бы состояли из одной универсальной материи, а художника занимала только форма, объём, то теперь важно было почув­ствовать именно разный качествен­ный состав предметов. Сочетания различных поверхностей на холсте были очень декоративны. Эта черта кубистической живописи ещё ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом — по названию самого причудливого и склонного к украше­ниям стиля (П. Пикассо «Музыкаль­ные инструменты», 1912 г.)

Пабло Пикассо.

Музыкальные инструменты. 1912 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Жорж Брак.

Композиция с трефовым тузом. 1913 г.

Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

Хуан Грис. Завтрак. 1915 г. Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

В отличие от других кубистов, предпочитавших жёлтый, серый или коричневатый цвета, Грис ис­пользовал яркие краски. Он не разбивал свой на­тюрморт на небольшие «осколки», а, напротив, вы­страивал его крупными формами, которые словно играют роль реальных предметов. Утреннюю газе­ту изображает вклеенный газетный заголовок, по­суду и кухонную утварь — ящички с нарисованны­ми на них фрагментами графина и кофейной мельницы.

546

 

 

 

 

 

 

 

Соня Делоне.

Электрические призмы. 1914 г.

Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

Робер Делоне. Эйфелева башня. 1911 г. Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.

Робер Делоне. Круглые формы. Солнце, Луна. 1912—1913 гг. Художественный музей, Амстердам.

Яркими представителями кубиз­ма во Франции были Хуан Грис (1887—1927), Фернан Леже, Робер Делоне (1885—1941), Луи Маркуси (1878—1941). Они, как и многие другие художники, привносили свои

нюансы и особенности в развитие этого направления.

Некоторых художников кубистические эксперименты с формой по­степенно привели к беспредметно­му, абстрактному искусству. Ведь

547

 

 

если зрителю позволено рассмот­реть предмет одновременно с раз­ных точек зрения, а точек таких мо­жет быть сколько угодно, то в этом бесконечном «перечислении» ракур­сов сам предмет просто потеряется, исчезнет.

Прорыв из кубизма в область аб­стракции произошёл через орфизм. Так поэт Гийом Аполлинер назвал творческую манеру Робера и Сони Делоне (1885—1979), считая, что их произведения, подобно музыке древ­негреческого героя Орфея, завора­живают и очаровывают людей, на­полняя их сердца радостью. Сам Робер Делоне не очень доверял это­му определению и именовал своё ис­кусство чистой живописью, движе­нием цвета в свете, симультанной (от франц. simultane — «одновременный»), а иногда, играя словами, синхромной (от греч. «син» — «вместе» и «хрома» — «цвет») живописью. Смысл её заключается в том, что при взгляде на предмет художник преж­де всего, помня о законах физики, извлекает разложенный на составные цвета световой поток. Теория «чистой живописи», как и многие другие теории модернизма, не очень понятна и не очень конкретна. Но картины супругов Делоне сами по себе не нуждаются в пояснениях. Многоцветные круги, похожие на ве­сёлые детские мячики, радужные ар­ки, спирали празднично ярки и ра­достны. А парижанки, которые щеголяли в «симультанных» нарядах из ателье Сони Делоне, совсем не за­думывались о значениях терминов. Большинство художественных те­чений, возникших в начале XX сто­летия, остались лишь краткими эпи­зодами в бурной биографии века. Кубизму же была суждена долгая жизнь. И в сегодняшнем искусстве часто можно наблюдать результаты его пластических экспериментов.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz