Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ПАБЛО ПИКАССО

(1881—1973)

История искусства знает не так уж много мастеров, которые при жизни были признаны классиками. В XX в. это, безусловно, Пабло Пикассо.

Пикассо родился в городе Мала­ге на юге Испании. Первые уроки живописи он получил от отца — Хосе Руиса, учителя рисования и мастера декоративных росписей. (Пикассо — фамилия матери худож­ника, ранние работы он подписывал Пабло Руис или Руис-Пикассо.) В че­тырнадцать лет юноша поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне, однако вскоре покинул её, разочаровавшись в рутинной ака­демической системе обучения. Затем учился в мадридской Королевской академии художеств Сан-Фернандо, но ушёл и оттуда. Подлинной шко­лой для него стала художественная жизнь Парижа, куда он впервые по­пал в 1900 г. В это время, на рубеже веков, именно здесь рождалось но­вое искусство.

Молодой живописец очень скоро выработал собственную манеру изображения. Период с 1901 по 1904 г. критики позже назовут «голубым периодом» творчества Пи-

Амеде Озанфан.

Графика на чёрном

фоне. 1928 г.

Государственный музей изобразительных

искусств им. А. С. Пушкина,

Москва.

В 1918 г. французский художник Амеде Озанфан (1886—1966) и Шарль Жаннере (Ле Корбюзье) опубликовали манифест «После кубизма», в котором заяви­ли о создании нового художественного течения — пуризма (от франц. pur — «чистый»). Живопись пуристов превращает предмет в повод для утончённой игры линий, изысканных обобщённых силуэтов и цветовых пятен. Пуризм провозглашал идею «очищения» изображаемого, замены его «пластическим символом», знаком, способном выявить внутреннюю конструкцию предмета.

548

 

 

 

Пабло Пикассо. Девочка с голубем. 1901 г. Национальная галерея, Лондон.

В «голубой период» у Пикассо часто возникали сюже­ты, где слабый оберегает слабейшего. В этой особой близости художник видит спасение и надежду, един­ственную возможность выжить в чужом, враждебном окружении. Такова «Девочка с голубем». Трогательная, хрупкая фигурка ребёнка как бы включает в себя си­луэт голубя. Ладошки, заботливо прижимающие к гру­ди птицу, и защищают её, и в то же время словно со­греваются её теплом.

Пабло Пикассо.

Девочка на шаре. 1905 г.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

С мастерской точностью ху­дожник нашёл меру равнове­сия в композиции этой кар­тины. Он противопоставил гибкую балансирующую фи­гурку юной гимнастки неподвижному, словно неот­делимому от сиденья-куба, атлету на первом плане.

кассо — по господствующему голу­бому цвету его картин. Тогда худож­ник ещё не окончательно обосновал­ся в Париже и часто жил и работал в Барселоне. Мотивы его произведе­ний того времени необычны для французской живописи, но типичны для испанской традиции. Одиноче­ство, обездоленность, физическое убожество персонажей («Завтрак сле­пого», 1903 г.; «Нищий старик с маль­чиком», 1903 г.; «Двое», 1904 г., и др.) не заслоняют их человечности, и взволнованно-сочувственное отно­шение художника к своим героям пе­редаётся зрителю.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz