Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Пабло Пикассо.

Занавес к спектаклю «Парад». 1917 г. Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

на и кларнет», 1914 г.; «Голова быка», 1943 г.).

В 1917 г. русский театральный и художественный деятель Сергей Пав­лович Дягилев пригласил Пикассо сделать декорации и костюмы к ба­лету «Парад» на музыку Эрика Сати (либретто Жана Кокто). Премьеру сопровождал скандал. «Оживший кубизм» на сцене шокировал публи­ку. А занавес, на который Пикассо «вывел» излюбленных персонажей «розового периода» — Арлекина, гитариста, жонглёра, маленькую акробатку, а также белого крылатого коня, вызвал недовольство собрать­ев-художников. Они посчитали это изменой строгим принципам ку­бизма.

Вероятно, для подобных упрёков были основания. Никогда Пикассо не чувствовал себя замкнутым в рам­ках какого-либо одного течения. Так, в оформлении балета «Парад» про­явился его интерес к классическому искусству, а в 20—30-х гг. в творче­стве мастера стали заметны сюрре­алистические тенденции. Художест­венная манера, методы и приёмы менялись вне видимой логики и час­то сосуществовали одновременно. Поэта Владимира Маяковского, побывавшего в 1922 г. в мастерской Пикассо, удивило, что он не нашёл у мастера никакого «периода»: «Самы­ми различнейшими вещами полна его мастерская... И все эти вещи по­мечены одним годом». Мир менялся на глазах, и искусство Пикассо жи­во отзывалось на события своего времени.

В 1936 г., когда в Испании нача­лась гражданская война, Пикассо поддержал республиканцев, высту­пив против сторонников генерала Франко. Ночью 26 апреля 1937 г. гер­манские самолёты разбомбили Гернику, маленький городок на севере Испании. Погибли две тысячи жите­лей, были уничтожены памятники старины, архивы. Картина «Герника» (1937 г.) — полотно громадных раз­меров (почти восемь метров в дли­ну и три с половиной в высоту) — пронизано насилием, оно источает ужас и боль. Из всего многообразия цветов художник использовал здесь только белый, чёрный и серый. В мо­заике фрагментов выделяются фи­гуры бегущей женщины, раненой лошади, погибшего воина, матери, рыдающей над бездыханным телом малютки... При символичности и иносказательности, при кажущейся

*В древнегреческой мифо­логии от удара копытом крылатого коня Пегаса на горе Геликон забил ис­точник, из которого черпали вдохновение поэты.

**Гражданской войной (1936—1939 гг.) завершилась революция в Испании (в 1931 г. была свергнута монархия и провозглашена республика; в 1936 г. на вы­борах победил Народный фронт, где главную роль иг­рали коммунисты и социа­листы). Противники респуб­ликанского правительства подняли в 1936 г. военный мятеж, который поддержали Германия и Италия. Он за­кончился установлением диктатуры генерала Франсиско Франко. В 1975—1978 гг. в Испании была восстанов­лена конституционная монархия.

551

 

 

 

Пабло Пикассо.

Герника. 1937 г. Музей королевы Софии Мадрид.

Пабло Пикассо.

В ателье скульптора. Офорт. 1933 г.

незавершенности отдельных деталей картина разрушения выглядит по­трясающе достоверно. Спустя не­сколько лет в Париже во время обы­ска у Пикассо немецкий генерал, указывая на репродукцию «Герники», спросил: «Это вы сделали?». Худож­ник ответил: «Нет, это сделали вы!». Прямой противоположностью «Гернике» но настроению является живописный ансамбль (двадцать семь панно и картин), выполненный в 1946 г. для замка княжеской семьи Гримальди в Антибе — курортном городе на Средиземноморском по­бережье Франции. Название панно в первом зале замка — «Радость бы­тия» — определяет тему всего ан­самбля. Тут фавны, играющие на свирели, многочисленные обнажён­ные женские фигуры, обитатели мо­ря и сказочные существа, живущие в гармонии с природой.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz