Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Умберто Боччони. Атака улан. 1915 г. Частное собрание, Милан.

Фигура скачущей лошади в этой и других работах Боччони («Упругость», «Материя», обе 1912 г.) могла бы послужить иллюстрацией к следующему тезису одного из футуристических манифестов: «...предметы множатся, деформируются, преследуют друг друга, как торопливые вибрации в про­странстве, ими пробегаемом. Вот таким образом у бегущих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольны».

553

 

эхо футуризма звучало и в Париже, и в России, но его идеологическим центром была Италия. Здесь наби­рало силу националистическое дви­жение, позже приведшее к устано­влению фашизма. Футуризм с его прославлением войны как «гигиены мира», с культом сильного кулака и агрессии пришёлся, что называется, «ко двору».

Под первой, собственно художе­ственной программой, «Манифестом художников-футуристов» (11 фев­раля 1910 г.), подписались все италь­янские художники — члены группы: Умберто Боччони (1882—1916), Джакомо Балла (1871 — 1958), Карло Карра (1881 — 1966), Джино Северини (1883—1966) и Луиджи Руссоло (1885—1947). Вскоре они выпустили «Манифест техники футуристиче­ской живописи».

В чём его главное содержание? Что было для художников-футури­стов определяющим признаком буду­щего? Прежде всего движение. И ко­нечно же, прославление машины, индустриализации, урбанистической цивилизации. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгно­вением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощуще­ние...» — заявляли футуристы. Пере­дача движения достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. Футури­сты совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футу­ристы упрекали в «застылости».

Подчас разложение движения до­водит изображение до абстракции, как это происходит, например, в циклах Баллы «Скорость-Пейзаж» (1912 г.), «Линия-Скорость», «Вихрь» (1914 г.).

В футуристическом искусстве не следует искать глубокого психо­логизма, интереса к внутреннему миру человека. Напротив, культ ма­шины вдохновлялся мечтой о «соз­дании механического человека с за­менимыми частями». В 1913 г. был опубликован «Манифест механиче­ского искусства», а Северини и его товарищи населили свои картины механическими существами, похо­жими на роботов (хотя слово это возникло лишь в 1920 г.).

Однако всё это было уже отзву­ком былого футуристического шума. Постепенно футуризм растворился в других художественных течениях.

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Кружок живописцев-метафизиков возник в Италии в годы Первой мировой войны. Основатель и наи­более яркая фигура этого тече­ния — Джорджо Де Кирико (1888— 1978). В 1910 г. он впервые назвал свою картину «Тайна осеннего ве­чера» метафизической (от древнегреч. «мета та физика» — буквально «после физики»; в данном случае — «по ту сторону физической реаль­ности»).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz