Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

дился в 1925 г.). Его работы «Атом­ный взрыв» (1957 г.), «Дафна» (1963 г.), «Сердце Христа» (1973— 1975 гг.) рассказывают о борьбе извечных начал — добра и зла. Они представляются художнику сверхче­ловеческими силами, неким подо­бием космических вихрей, кото­рые создают или разрушают живую форму на глазах у зрителя. После

спора с главой страны Н. С. Хрущё­вым во время выставки 1962 г. в мо­сковском Манеже Неизвестный на долгие годы был лишён государст­венных заказов и в конце концов был вынужден уехать из СССР.

Наряду с обращением к абстрактным формам, восходящим к авангарду, в скульптуре сохранялись традиции монументализма.

595

 

 

ЖИВОПИСЬ

КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН

(1878—1939)

Творческая манера Кузьмы Сергее­вича Петрова-Водкина своеобраз­на и в то же время тесно связана с традициями европейской и русской живописи. В его картинах, одухотво­рённых и полных тонкой изыскан­ности, сложно переплелись впечат­ления от древнерусских икон и

полотен итальянского Возрожде­ния, русского модерна и француз­ского фовизма. Всё это стало мощ­ным средством для утверждения собственных эстетических идеалов мастера.

Петров-Водкин родился на Вол­ге, в городе Хвалынске Саратовской губернии. Основное художественное образование он получил в Москов­ском училище живописи, ваяния и зодчества; одним из его педагогов был Валентин Александрович Серов. Молодой художник много путешест­вовал: побывал во Франции, Италии и Северной Африке. Его первая пер­сональная выставка в 1910 г. вызва­ла бурные споры среди критиков; особенно много разговоров было вокруг картины «Сон», повторяв­шей сюжет полотна Рафаэля «Сон рыцаря» и близкой к традициям французского символизма.

Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий шедевр — напи­санная в 1912 г. картина «Купание красного коня». Художник работал над ней в деревне на берегу реки Иловли, притока Дона; основой сю­жета стала сцена купания лоша­дей, которую мастер часто видел и здесь, и в местах, где прошло его детство. Однако бытовой мотив Петров-Водкин превратил в символ, в замечательную живописную мета­фору, выражающую романтическую мечту о красоте и гармонии чело­века и окружающего мира. Компо­зиция первого плана — юноша вер­хом на красном коне — во многом близка традициям древнерусской иконописи: та же мягкость линий и ясность цвета. Зелёные и синие тона реки резко контрастируют с пламенеющим красным цветом коня, занимающим почти полови­ну полотна. Пространство переда­но условно, что приводит к тонкой игре между объёмными и плоскост­ными формами. Эта картина своей монументальностью приближает­ся к фреске.

Очень важным для Петрова-Водкина был образ матери. В его твор­честве всегда присутствовала мысль о непреходящей ценности вечно

Кузьма Петров-Водкин.

Сон. 1910 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Кузьма Петров-Водкин.

Купание красного коня. 1912 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

596

 

 

 

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1915 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz