Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Поездки в Монтройч в 1926 — 1927 гг. привнесли новую ноту в жи­вопись Миро. Картины стали менее загадочны, в их наивности обнару­жился тонкий лиризм. Так, в «Собаке, лающей на луну» (1926 г.) художник решительно проводит неровную границу между коричневой землёй и чёрным ночным небом, на кото­ром висит прелестная белая луна. Её-то и пытается «достать» собака. И как воплощение мечты — с земли на небо устремилась цветная ле­сенка-трап.

Ещё одно путешествие, на этот раз в Голландию. Посещение её му­зеев одарило Миро новой темой — в своей яркой, упрощённой, линеар­ной манере он создал несколько

573

 

 

 

Хоан Миро.

Собака, лающая на луну. 1926 г.

Музей искусств, Филадельфия.

изящных вариаций на темы класси­ческих полотен — «Голландский ин­терьер» (1928 г.), «Портрет миссис Миллс (по мотивам Констебля)» (1929 г.).

Однако сразу же вслед за этим Миро резко изменил свою технику и четыре года, с 1929 по 1933 г., экс­периментировал в «картинах-объек­тах». Он делал их из обрывков ста­рых бумаг, обломков и отбросов как грубые пародии на самого себя. Ему было необходимо расширить рамки своих возможностей.

Во второй половине 30-х гг. в ра­ботах Миро исчезла обычная для него мирная интонация. В предчув­ствии трагических событий, а затем и с началом гражданской войны в Испании сознание художника пе­реполнилось оскаленными монстра­ми, отталкивающими личинами. Все они, вопящие, корчащиеся, угрожа­ющие и страдающие, воплощались в его работах. Только общение с природой (почти год, с августа 1939 по май 1940 г., Миро провёл на море) постепенно исцелило его от страхов и кошмаров. Он вновь об­рёл способность улыбаться миру. Птицы, созвездия, женщины насели­ли его картины. Конечно, речь идёт об образах-знаках, сделанных гиб­кими линиями, цветными кружочка­ми, бантиками и звёздами, как в кар­тине «Поэтесса» (1940 г.).

Волнистые линии и выразитель­ные пятна-кляксы подчас восприни­маются как абстрактные элементы композиции, но Миро всегда опро­вергал такое понимание (вернее, непонимание) своего творчества.

Хоан Миро.

Верёвка и фигура 1. 1935 г.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Хоан Миро.

Полёт птицы вокруг женщины с тремя волосами. 1972 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

574

 

 

 

 

«Для меня форма никогда не быва­ет абстрактной, — говорил худож­ник. — Она всегда — звезда, человек или ещё что-нибудь».

После войны, продолжая свои живописные фантазии, Миро много внимания и сил уделил керамике, литографии, гравюре на меди, скульптуре, прикладному искусству. Он работал над панно для здания ЮНЕСКО.

Большие выставки художника проходили в крупнейших галереях многих культурных центров мира. Миро — признанный мастер, имя его прочно связано с сюрреализмом. Однако Хоан Миро, несомненно, создал свой собственный стиль — праздничный, наивный и иронич­ный, способный на волшебные пре­ображения и открытия и при этом полный доброй надежды.

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Абстрактный экспрессионизм (дру­гое название — нью-йоркская шко­ла) сформировался на Американ­ском континенте. С началом Второй мировой войны в США эмигрирова­ли многие звёзды европейского авангарда (Пит Мондриан, Макс Эрнст, Андре Бретон, Сальвадор Дали и др.), что не могло не отразиться на общей художественной обстановке.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz