Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Один из основателей абстрактно­го экспрессионизма Аршил Горки (1904—1948) познакомился в нача­ле 40-х гг. с прибывшим в Нью-Йорк сюрреалистом Андре Бретоном, с живописью Хоана Миро. Увлёкшись автоматизмом и примитивной сим­воликой Миро, Горки тоже стал на­селять свои полотна некими плава­ющими в отвлечённом живописном пространстве фигурками, которые Бретон называл «гибридами» («Пе­чень и гребешок петуха», 1944 г.; «Агония», 1947 г.).

Ещё более смело использовал метод спонтанного автоматизма Джексон Поллок (1912—1956). Он отказался от подрамников и, расстилая холст на полу, беспорядочно набрызгивал на него краску из тюбиков или банок. Такую технику назвали дриппинг, что в переводе с английского значит «капающий».

Аршил Горки. Печень и гребешок петуха. 1944 г.

Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.

Аршил Горки. Агония. 1947 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по во­просам образования, науки и культуры со штаб-кварти­рой в Париже; существует с 1946 г.

575

 

 

 

 

 

Джексон Поллок.

Без названия. Около 1945 г. Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

 

 

Марк Ротко.

Номер 10. 1950 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Дриппинг стал одним из методов живописи действия (или живописи жеста).

«Живопись действия» отвергала традиционно окрашенную поверх­ность картины. Краска появлялась на полотне или на бумаге как след свободного жеста, произвольного движения руки. Считалось, что лю­бое бессознательное действие есть отражение характера и психологи­ческого состояния художника, и именно в этом заключается смысл изображения.

Однако в полотнах Поллока, как бы ни были они густо «заляпаны», чувствуется забота о декоративном распределении красок, о сочета­емости пятен, а значит, контроль со стороны автора, сознательность построения композиции.

Один из характерных признаков абстрактного экспрессионизма — крупный масштаб работ (некоторые холсты более пяти метров в длину). Марк Ротко (1903—1970) также со­здавал «монументальные» полотна, но, в отличие от «живописцев дей­ствия», закрашивал их большими цветными плоскостями. Иногда он оставлял между ними не покрытые краской участки, полагая, что это должно возбудить воображение зрителя.

Произведения Барнетта Ньюмана (1905—1970) обычно строились на контрасте вертикальной цветной полосы и обширного яркого поля. Создавая их, художник помимо со­отношения между «лентой» и общим красочным фоном учитывал и со­размерность всей картины в целом с масштабом стены, на которой она будет висеть. Таким образом стира­лись границы между живописью и реальным пространством. Сам Ньюман считал свои работы не просто формальными упражнениями, а

576

 

 

 

вкладывал в них особый смысл и да­вал соответствующие названия.

Фрэнк Стелла (родился в 1936 г.) много экспериментировал с фор­мой полотен. Срезая утлы и, по сути, превращая картины в многоуголь­ники, он покрывал их цветными полосами. Геометрическая декора­тивность в его работах стала само­довлеющей.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz