Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Поп-арт сразу же получил из­вестность за океаном и очень скоро стал символом американского ис­кусства. Уже в 1955 г. на «Фестивале двух миров» в Сполетто (Италия) де­монстрировалась кровать с подуш­кой и одеялом, выкрашенными мас­ляной краской, — произведение американца Роберта Раушенберга (родился в 1925 г), вызвавшее взрыв негодования зрителей.

В экспозициях поп-арта мог быть выставлен любой знакомый зрителю

предмет: мусорное ведро, недоеден­ный бутерброд, чучело курицы. Са­мым известным произведением и своего рода визитной карточкой поп-арта стала натуральная кон­сервная банка с томатным супом. Его автор, американец Энди Уорхолл (1928—1987), говорил: «Поче­му вы думаете, что холм или дерево красивее, чем газовый насос? Толь­ко потому, что для вас это привыч­ная условность. Я привлекаю вни­мание к абстрактным свойствам вещей». Уорхолл, открещиваясь от высокого искусства, назвал свою мастерскую «фэктори» — «фабрика» (она и находилась в помещении бывшей фабрики). Всё это очень на­поминало весёлые издёвки дадаи­стов (поп-арт тоже ироничен и ве­сел). Но дадаисты дразнили сытых буржуа и совсем не рассчитывали на материальный успех, а американ­ские представители поп-арта сразу же получили мощную финансовую поддержку. Их работы часто занима­ли верхние строчки отчётов о про­дажах современного искусства.

Поп-арт в отличие от дада утвер­ждался в ином времени, когда сред­ства массовой информации пре­вратились в один из важнейших факторов, влияющих на культуру и искусство. Информация стала до­ступна каждому. А искусство остава­лось достоянием лишь избранных ценителей. Поп-арт хорошо про­чувствовал потребность в новом, общедоступном искусстве. Он поль­зовался узнаваемыми понятиями и предметами.

Приводился такой пример: холо­дильник, установленный на сейфе в помещении склада, и эта же комби­нация в выставочном зале воспри­нимаются зрителем совершенно по-разному. В последнем случае в со­знании срабатывает фактор «музеефикации» — иного отношения из-за невольного желания понять то, что тебе предлагают увидеть. Повседнев­ные предметы, по идее, должны вы­зывать иное, более внимательное отношение к ним зрителя, если на­ходятся в особом пространстве. С этой же целью использовался и

Энди Уорхолл.

200 банок супа «Кемпбелл». 1962 г. Частное собрание.

578

 

 

Рой Лихтенштейн.

Может быть... Музей Людвига, Кёльн.

Энди Уорхолл.

Мерилин. 1964 г. Частное собрание.

другой «магический» приём: какое-либо изображение повторялось бес­конечное число раз. Так, Уорхолл «тиражировал» изображение бутыл­ки кока-колы, лицо киноактрисы Мерилин Монро на огромных щи­тах, напоминающих рекламные. Ма­гия подобных работ заключается в том, что любой объект, привлёкший внимание художника, становится при таком подходе обыденным, лег-

ко «читаемым», доступным к по­треблению (в данном случае ин­теллектуальному и эмоционально­му). С другой стороны, подобный «серийный подход» отражает стре­мление массового сознания к созда­нию идолов, кумиров.

Поп-арт различен по стилистике. К примеру, Том Вессельман (родил­ся в 1931 г.) использовал сплошные, ровные цветовые пятна, а Рой Лих­тенштейн (родился в 1928 г.) свои живописные изображения уподоб­лял газетной печати, тщательно вос­производя зёрна растра. Но для всех работ характерны большой мас­штаб, чёткий, яркий рисунок. И в ка­ких бы превращениях не представа­ло перед зрителем произведение поп-арта (будь то картина, слепок с человеческого тела или «готовый предмет»), в нём всегда читается программная идея — расширение понятия искусства за пределы соб­ственно художественного рода дея­тельности.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz