Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Ричард Эстес.

Телефонные кабины.

1967 г.

Собрание

Тиссен-Борнемиса, Лугано.

Чак Клоуз. Линда. 1975—1976 гг. Художественный музей, Акрон.

581

 

 

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ И ТРАНСАВАНГАРД

В продолжение последней трети XX столетия в жизни США, Японии, а затем и Западной Европы про­изошли качественные перемены, позволяющие говорить о зарожде­нии нового, постиндустриального общества. В этом обществе на сме­ну проблемам классического, инду­стриального капитализма пришли другие; одна из них — потеря ори­ентиров, отсутствие объединяющей общество идеи. Постмодернизм (от лат. post — «после» и modernus — «новый», «современный») — до­вольно широкое понятие, определя­ющее в целом состояние западной культуры конца XX в. Это слово за­звучало на исходе 60-х гг., получив окончательное признание в 80-х гг. Одним из первых документов постмодернизма в искусстве стала книга американского архитектора Роберта Вентури «Сложности и про­тиворечия в архитектуре» (1967 г.). Автор видел будущее зодчества в свободном сочетании всех возмож­ных форм. Вентури бросил лозунг: «Мало — это скучно», полемизируя с девизом Людвига Миса ван дер Роэ: «Мало — это много». Чарлз Дженкс, другой теоретик постмо­дернизма, говорил о нём как о культуре «включающей» (в противо­положность «исключающей» куль­туре авангарда);  постмодернизм

существует на основе «интеграции различных языков». Таким обра­зом, основное качество постмо­дернизма — его принципиальная «всеядность», стремление объеди­нить разнородные художественные течения. Во многом постмодернизм напоминает античный эллинизм, маньеризм XVI в. и эклектизм XIX в., ибо он также завершает собой куль­туру яркой и бурной эпохи, сумми­рует её достижения, подводит итог. «Звёздным часом» постмодер­нистской живописи и скульптуры стало начало 80-х гг., когда прошли программные выставки в Базеле (1980 г.) и Амстердаме (1980— 1981 гг.). Их участники, художники разных национальностей, называли себя постклассицистами, гипер­маньеристами, неотрадиционалиста­ми, мастерами ретро-арта, а также неоэкспрессионистами, «новыми ди­кими», постреалистами и т. д. Более общим определением новой ситуа­ции в изобразительном искусстве стал термин «трансавангард» (бук­вально — «сквозь авангард», «по ту сторону авангарда»), введённый итальянским критиком и историком искусства Акилле Бонито Оливой.

Постмодернистской стилизации доступно всё наследие мирового искусства — от первобытных орна­ментов (А. Р. Пэнк «Куда идёшь, Гер­мания?», 1984 г.) до различных на­правлений современного авангарда. Чаше всего художник, безупречно владея академической техникой, во­влекает зрителя в затейливую игру.

Энцо Кукки. Герой без головы. 1981—1982 гг. Частное собрание.

Георг Базелитц. Семейный портрет. 1975 г. Государственное художественное собрание, Кассель.

БОДИ-АРТ

Боди-арт (англ. body art — «искусство тела») — художест­венная практика, в которой материалом служит тело че­ловека. У истоков боди-арта стоял Ив Кляйн, выставляв­ший в 50-х гг. свои «антропы» — холсты с отпечатками тел раскрашенных им натурщиков. Особую популярность боди-арт приобрёл в перформансах 70-х гг. Человек в кон­тексте этого искусства лишён не просто индивидуальности, но статуса живого существа, превращён в объект концеп­туалистских игр. Мастера боди-арта демонстрировали зрителям (чаше всего на самих себе) различные возмож­ности тела — дыхание, рост волос; его реакции на темпе­ратуру, механические воздействия и т. п.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz