Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Павел Филонов.

Формула империализма. 1925 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

612

 

 

 

Павел Филонов.

Формула весны. 1928—1929 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ

(1878—1935)

Как и многие крупные мастера аван­гарда, Казимир Северинович Мале­вич не получил систематического художественного образования. Сна­чала он занимался в художественной школе в родном Киеве, с 1904 г. — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в част­ной школе, но нигде не задерживал­ся надолго.

Первый этап творчества художни­ка обычно связывают с импрессио­низмом. Однако небольшой этюд «Цветочница» (1903 г.) показывает, что Малевич пытался решать в его рамках новые задачи, такие, как соче­тание объёмности и плоскостности в изображении человеческой фигу­ры, поиски декоративного эффекта в цветовых соотношениях. Фигура девушки с цветами на переднем плане написана жёстко и статично,

Казимир Малевич.

Цветочница. Этюд. 1903 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

613

 

 

 

КУБОФУТУРИЗМ

Хотя влияние итальянской футури­стической живописи на русских ма­стеров было достаточно сильным, футуризма в чистом виде в нашей стране не существовало. Однако в России возникло оригинальное на­правление — кубофутуризм, предста­вители которого подчёркивали свою связь с французским кубизмом.

В 1913—1914 гг. Малевич создал ряд работ, в которых стремился соединить черты кубизма и футуриз­ма, т. е. не только представить любой предмет или сцену как сочетание абстрактных геометрических форм, что свойственно кубизму, но и при­дать им движение, присущее футу­ризму. Сам художник именовал это «кубофутуристическим реализмом». Полотно «Дама на остановке трам­вая» (1913 г.) на первый взгляд кажет­ся произвольным сочетанием квадра­тов, треугольников и других фигур. Они словно наплывают друг на дру­га, сходятся и расходятся, и из их та­инственного движения возникают вполне узнаваемые образы: вывеска, какое-то подобие натюрморта, голо­ва мужчины. Вся композиция может восприниматься как картина, на миг появившаяся перед глазами, увиден­ная из окна движущегося трамвая.

Порой с помощью кубистических приёмов художник пытался передать сложные и странные образы, возни­кающие в подсознании. Так появи­лась работа «Корова и скрипка» (1913 г.). Фигура животного и инст­румент, наложенные друг на друга, могут вызвать различные толкования. Вероятно, это причудливое сочетание важно для мастера именно своей не­логичностью, изначальной несовме­стимостью. Не случайно на выставке 1916 г. Малевич назвал свои кубистические полотна «алогизмом форм».

Выдающимися представителями кубофутуризма также были Давид Давидович Бурлюк (1882—1967), На­дежда Андреевна Удальцова (1886— 1961), Ольга Владимировна Розано­ва (1886—1918).

Казимир Малевич. Дама на остановке трамвая. 1913 г. Городской музей, Амстердам.

Казимир Малевич.

Корова и скрипка. 1913 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Казимир Малевич.

Авиатор. 1914 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz