Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

614

 

 

 

Ольга Розанова. Город. 1913—1914 гг.

Краеведческий музей, Слободской Кировской области.

Надежда Удальцова. Кухня. 1915 г.

Областной музей изобразительных искусств, Екатеринбург.

Любовь Попова.

Живописная архитектоника. 1918 г. Художественный музей, Нижний Новгород.

Любовь Попова.

Динамическое построение. 1919 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В произведениях Любови Сергеевны Поповой (1889— 1924) своеобразно перепле­лись черты кубофутуризма и супрематизма. Свои ком­позиции, составленные из разнообразных геомет­рических форм, художница называла «живописной архитектоникой».

615

 

 

 

одежда показана отдельными круп­ными пятнами, контуры чётко про­рисованы.

К началу 10-х гг. Малевич сбли­зился с Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой. Вместе с ними он участвовал в первых вы­ставках объединения «Бубновый ва­лет» (1910 г.) и «Ослиный хвост» (1912 г.), под их влиянием обратил­ся к примитивизму. Так в 1912— 1913 гг. появилась первая из его «крестьянских серий», свидетельст­вующая о том, что художник вступил в пору настоящей творческой зрело­сти. Сюжеты картин просты: поле­вые работы («Уборка ржи», «Ко­сарь»), бытовые сцены («Крестьянка с вёдрами и с ребёнком»). Фигуры крестьян тяжеловесны, статичны и будто сложены из каких-то услов­ных объёмных форм. В их лицах с огрублёнными чертами, с огром­ными глазами чувствуется почти иконная неподвижность. Колорит всех картин, как правило, яркий, но от них исходит ощущение торжест­венной суровости, грубой земной силы, отталкивающей и заворажива­ющей одновременно.

Важным событием в жизни Ма­левича стала работа над оформ­лением футуристической оперы М. В. Матюшина, А. Е. Кручёных и В. В. Хлебникова «Победа над Солн­цем», премьера которой прошла в петербургском Луна-парке в декабре 1913 г. Рисунки к этому спектаклю оказались решающим шагом на пу­ти к новому стилю, который позже получил название супрематизм (от лат. supremus — «высший»). Оконча­тельно его черты выявились в серии картин, показанных Малевичем на последней выставке футуристов в Петербурге в декабре 1915 г. В их числе был и знаменитый «Чёрный супрематический квадрат» (1914— 1915 гг.). Отныне главными эле­ментами живописи мастера стали простейшие геометрические фигу­ры — квадрат, крест, прямоугольник. Одна из них может занимать всё по­лотно. Но возможна и композиция из нескольких фигур, обычно квад­ратов и прямоугольников, располо­женных так, что они кажутся летя­щими в пространстве. Эти формы помещены в особую среду, в которой уже не действуют земные физиче­ские законы и обыденные предста­вления о логике и здравом смысле.

Художник, способный к «косми­ческому охвату» пространства, наде-

Казимир Малевич.

Супрематизм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Казимир Малевич.

Косарь. 1912 г. Художественный музей, Нижний Новгород.

616

 

 

лён, по мнению Малевича, совер­шенно особой миссией. В первые годы после Октябрьской революции он ставил задачу капитального пере­устройства жизни посредством супрематизма. Именно с этой целью Малевич основал в Витебске в 1919г. группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). В неё вошли Л. М. Лисицкий, И. Г. Чашник, Н. М. Суетин и другие мастера. Чле­ны объединения оформляли спекта­кли и революционные праздники, устраивали выставки и выступали с теоретическими манифестами.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz