Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 1926 г. московский ВХУТЕМАС был преобразован во ВХУТЕИН — Высший художественно-техниче­ский институт. (С 1922 г. ВХУТЕИН уже существовал в Ленинграде вме­сто Академии художеств.) В 1930 г. ВХУТЕИН был закрыт, его факульте­ты стали отдельными института­ми — полиграфическим, текстиль­ным и т. д.

Что касается живописи, то уже в 20-х гг. критики отмечали её «по­ворот к реализму». Под реализмом они подразумевали прежде всего ин­терес к изобразительности (в проти­вовес абстракции), к классической живописной традиции. Обращение к классике можно объяснить и тре­бованиями идеологии: искусство со­ветского государства призвано было использовать лучшие достижения мировой культуры. Это определило поиски чётких и ясных форм «боль­шого стиля».

Ассоциация художников револю­ционной России (АХРР), основанная в 1922 г. (с 1928 г. — Ассоциация художников революции, АХР),

Александр Родченко.

Беспредметная композиция. 1918 г. Картинная галерея им. Б. М. Кустодиева. Астрахань.

Александр Родченко. Белый круг. 1918 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Эль Лисицкий.

Клином красным бей белых. 1920 г. Российская государственная библиотека, Москва.

621

 

 

 

АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР

Во время Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов, революцион­ное правительство прибегало к са­мым необычным формам пропа­ганды. Уникальным явлением в искусстве 1918—1921 гг. стал аги­тационный фарфор.

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заво­де в Петрограде оказались большие запасы не расписанных изделий, ко­торые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революцион­ной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились при­зывные тексты революционных ло­зунгов: «Пролетарии всех стран, со­единяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас» и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент.

Над созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода во главе с Сергеем Васильевичем Чехони­ным (1878—1936). До революции он входил в объединение «Мир искусства» и был известен как ма­стер книжной иллюстрации, тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народ­ного творчества. Блестящее владе­ние искусством шрифта и сложным языком орнамента Чехонин с успе­хом применил и в фарфоре.

Разработкой эскизов для роспи­сей агитационного фарфора занима­лись известные художники — П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются вы­соким графическим мастерством. Уже в первых работах появилась новая символика молодой Совет­ской Республики: серп и молот, ше­стерёнка.

Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (1892—1967) стали

сценки традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В 1921 г. закончилась Гражданская война. Радостными, яркими краска­ми, широкой энергичной кистью писала художница героев новой, те­перь уже мирной жизни — матро­са и его подружку на празднике Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего «Интернационал».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz