Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В отличие от «романтического» мюнхенского этот период в твор­честве Кандинского обычно назы­вают «холодным» или «классиче­ским». В его работах пятно всё более уступало место линии, жи­вописность — сухому геометризму, динамика — равновесию. Наряду с треугольниками и квадратами ком­позиции включали в себя круг как символ совершенства и полноты мироздания.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов и закрытия «Баухауза», ху­дожник эмигрировал во Францию. Он напряжённо работал в 30-х гг., но его творчество оказалось в стороне от главной линии развития совре­менного искусства. Другие мастера шли по пути освоения новых форм абстрактной живописи, который ко­гда-то проложил Кандинский.

ПАВЕЛ ФИЛОНОВ

(1883—1941)

Павел Николаевич Филонов — осно­воположник особого направления в живописи XX в., названного им «ана­литическое искусство». Он прошёл довольно сложный путь обучения — в 1901 г. окончил малярно-живописную мастерскую в Петербурге, в 1903—1908 гг. занимался в школе Общества поощрения художеств и в частной мастерской, а в 1908— 1910 гг. посещал как вольнослуша­тель Академию художеств, но, не до­учившись, ушёл оттуда.

Начало творческой деятельно­сти Филонова относится к 1910 г, когда работы мастера впервые по­явились на выставке петербургско­го художественного объединения «Союз молодёжи», куда входили ма­стера-авангардисты. Члены «Союза» издавали журнал, посвящённый но-

Василий Кандинский.

Доминирующая кривая. 1936 г.

Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.

610

 

 

 

вому искусству, устраивали диспуты и выставки. В них участвовали пред­ставители других направлений: К. С. Петров-Водкин, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич, В. Е. Татлин.

В 1912 г. Филонов представил свои картины на выставке примити­вистов «Ослиный хвост», позднее сблизился с футуристами. Художник пытался в те годы теоретически обосновать свои взгляды, а неза­долго до призыва в армию в 1914 г. сделал первую попытку объединить сторонников нового направления -«аналитического искусства».

В марте 1914 г. группа Филонова выпустила манифест «Интимная мастерская живописцев и рисоваль­щиков». В нём говорилось: «Цель наша — работать картины, рисунки, сделанные со всей прелестью упор­ной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу».

Творчество Филонова 10-х гг. показывает, как постепенно созда­вался образ «аналитической карти­ны». В полотне «Крестьянская семья» («Святое Семейство», 1914 г.), близ­ком традициям примитивизма, круп­ные, чуть неуклюжие фигуры глав­ных героев окружены некой условной моделью пейзажа — деко­ративно-яркими цветами и травами. Персонажи кажутся сложенными из абстрактных по форме мелких дета­лей, образующих сложную мозаику. Фигуры людей неподвижны, но мир вокруг них пребывает в постоянном движении крохотных частиц.

Период зрелости «аналитическо­го искусства» пришёлся на 20-е и на­чало 30-х гг. Работы Филонова ста­ли откровенно пропагандистскими, стандартные понятия советской идеологии художник стремился представить как абстрактную карти­ну великого революционного пре­образования мира. Об этом говорят их названия: «Формула мировой ре­волюции» (1923 г.), «Формула импе­риализма» (1925 г.), «Формула петро­градского пролетариата» (конец 20-х гг.) и др.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz