Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

В 1947 г. была создана Академия ху­дожеств СССР, и к 50-м гг. в облас­ти изобразительного искусства утвердилась жёсткая учебно-произ­водственная система. Будущий ху­дожник должен был пройти ряд обязательных этапов: художествен­ную школу, училище или институт. Своё обучение он, как правило, за­канчивал большой тематической картиной и затем становился чле­ном Союза художников, периодиче­ски представляя на официальные выставки новые работы. Государст­во являлось главным заказчиком и покупателем этих произведений.

В советской живописи конца 50-х — начала 60-х гг. утвердился «су­ровый стиль». Название, придуман­ное критиками, относилось прежде всего к работам художников из мо­лодёжной секции Московского отде­ления Союза художников (МОСХ),

обратившихся к традициям отечест­венной живописи 20-х гг. Это было обусловлено социально-политиче­скими причинами: после разоблаче­ния культа личности И. В. Сталина провозглашался возврат к идеалам революционной эпохи, не искажён­ным сталинским правлением.

Источником вдохновения для ма­стеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они пере­давали в возвышенно-поэтическом духе. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». В «На­ших буднях» (I960 г.) Павла Фёдоро­вича Никонова (1930—1998) и «Плотогонах» (1961 г.) Николая Ива­новича Андронова (родился в 1929 г.) изображения обобщены и лаконичны. Основой выразитель­ности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат или гравюру.

Некоторые мастера в противопо­ложность навязываемой соцреализ­мом тематической картине обрати­лись к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пей­зажу, натюрморту.  Их камерные,

Павел Никонов.

Наши будни. 1960 г. Музей изобразительного искусства, Алма-Ата.

Дмитрий Жилинский.

Под старой яблоней. 1969 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

*Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953) —советский партийный и государствен­ный деятель, руководитель советского государства. В конце 20-х и в 30-х гг. он начал проводить политику массового террора и устано­вил в стране режим личной власти. На XX съезде Комму­нистической партии Совет­ского Союза (1956 г.) новый глава правительства Никита Сергеевич Хрущёв подверг резкой критике культ лично­сти и деятельность Сталина.

628

 

 

 

Виктор Попков.

Александр Сергеевич Пушкин. Осенние дожди. 1974 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

интимные произведения не пред­ставляли собой оппозиции социали­стическому реализму: создававшие их художники просто занимались живописью.

В 60-х гг. начался новый важный этап в истории отечественной куль-

туры. В кругах творческой интелли­генции — литераторов, художников, кинематографистов (позднее их на­звали «шестидесятниками») — фор­мировалась всё более мощная оппо­зиция официальному искусству, идеологическому диктату со сторо­ны государства. Ярче всего феномен «шестидесятничества» проявился в «неформальной» деятельности: «сам­издате», авторской песне, полуофи­циальных выставках и т. п.


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz