|
ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В В советской
живописи конца 50-х — начала 60-х гг. утвердился «суровый
стиль». Название, придуманное критиками, относилось прежде всего к
работам художников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников
(МОСХ), обратившихся
к традициям отечественной живописи 20-х гг. Это было обусловлено
социально-политическими причинами: после разоблачения культа личности И. В.
Сталина провозглашался возврат к идеалам революционной эпохи, не искажённым
сталинским правлением. Источником
вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую
они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Художники воспевали судьбы
современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». В «Наших буднях»
(I960 г.) Павла Фёдоровича Никонова (1930—1998) и «Плотогонах» ( Некоторые
мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картине
обратились к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу,
натюрморту. Их камерные, Павел
Никонов. Наши
будни. Дмитрий
Жилинский. Под
старой яблоней. Государственный
Русский музей, Санкт-Петербург. *Сталин
(Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953) —советский партийный и
государственный деятель, руководитель советского государства. В конце 20-х и в
30-х гг. он начал проводить политику массового террора и установил в стране
режим личной власти. На XX съезде Коммунистической партии Советского Союза ( 628 Виктор
Попков. Александр
Сергеевич Пушкин. Осенние дожди. интимные
произведения не представляли собой оппозиции социалистическому реализму:
создававшие их художники просто занимались живописью. В 60-х гг.
начался новый важный этап в истории отечественной куль- туры. В
кругах творческой интеллигенции — литераторов, художников, кинематографистов
(позднее их назвали «шестидесятниками») — формировалась всё более мощная оппозиция
официальному искусству, идеологическому диктату со стороны государства. Ярче
всего феномен «шестидесятничества» проявился в «неформальной» деятельности:
«самиздате», авторской песне, полуофициальных выставках и т. п. |