|
638 шее
необходимость создания искусства декоративного по своим задачам, а по форме
предельно строгого, очищенного от деталей и усложнений. Растушёвка
— растирание на
листе бумаги линий и штрихов, проведённых карандашом, пастелью и т. д. Рационализм
(от лат. rationalis — «разумный») — совокупность архитектурных
направлений первой половины XX в., стремившихся к соответствию архитектуры современным
представлениям об обществе и искусстве и современным достижениям науки и
техники. Реализм
(от лат. realis — «действительный», «вещественный») —
понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: объективное
отображение действительности, правда жизни, воплощённая специфическими
средствами различных стилей и видов искусства. Реализм, понимаемый как
тенденция развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и
имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие древних
наскальных изображений, идеализация античного искусства, одухотворённость и
одновременно «натурализм» поздней готики и т. д. В современной эстетике и
искусствознании отсутствует окончательное определение реализма, его
хронологических рамок. Рельеф
(франц. relief, от лат. relevo — «поднимаю») — вид скульптуры, в котором
изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона. Рефлекс
(от лат. reflexus — «отражённый») — отсвет, отражённый свет и
цвет на какой-либо поверхности. Ризалит
(от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за
основную линию фасада. Романтизм
—
идейно-художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX в. Основное в романтическом искусстве —
чувства и фантазия автора. Единственное правило в искусстве для художника-романтика — это верность себе, искренность изобразительного языка.
Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших
вкусов, небрежностью, незавершённостью. Ротонда
(итал. rotonda — «круглая») — круглая в плане постройка,
увенчанная куполом. Руст
(от лат. rusticus — «грубый», «неотёсанный») — тёсаный
камень, лицевая поверхность которого грубо околота, обычно с узким, более
гладким кантом по краям. Светотень
— градации
светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов, оттенков,
позволяющее воспринимать объём фигуры или предмета и окружающую их
световоздушную среду. Светотень служит также важным средством эмоциональной
выразительности. Символизм (от греч. «симболон»
— «знак», «символ») направление в литературе и искусстве Европы конца XIX — начала XX в. Особенностями его являются многозначность
образов, игра метафор и ассоциаций. Представляя разные стили эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионшм, модерн), мастера этого направления считали искусство
символом непознаваемого, мира видений и грёз. Скань
(от древнерус. «скать» — «сучить», «свивать») — вид ювелирной
техники: узор, выполненный из тонкой проволоки (золотой, серебряной и др.), гладкой
или свитой в верёвочку. |